Артикуляционные Упражнения Для Детей 2 3 Лет

Содержание

Как помочь ребенку 2-3 лет начать говорить: упражнения, артикуляционная гимнастика, игры, советы специалистов

Артикуляционные Упражнения Для Детей 2 3 Лет

Специалисты считают, что в 2 года в словарном запасе ребенка  должно быть не менее 50 слов.

Но что делать родителям, если  двухлетний малыш не говорит? От усилий взрослых многое зависит, а именно: раннее развитие речи у малыша и содержательная направленность речевого развития крохи, его способность активно воспринимать слова.

Конечно, каждый ребенок индивидуален и начинает разговаривать в положенный ему срок, но помочь развить этот навык все-таки можно при помощи специальных упражнений и развивающих игр.

Как разговорить ребенка: эффективные методы развития речи у детей 2-3 лет

Самый распространенный метод развития речи малыша, которые используют родители, это прием под названием «скажи мама». Да, действительно, такой метод приносит пользу, но он далеко не единственный.

Этот прием подходит для совсем маленьких деток, которые только начали произносить первые звуки.

Но, если данный метод побуждает кроху просто подражать и неосознанно повторять за родителями, то следующие методики помогут ребенку произносить слова осмыслено и понимать, о чем идет речь.

Познаем предметы вместе

Желая развить речевые навыки у ребенка, старайтесь выразительно описывать все, что он делает. В возрасте от года дети начинают активно познавать окружающий их мир. Они трогают предметы, открывают и закрывают двери, трогают все ручками.

Возьмите за правило описывать его действия. Например, при открытии и закрытии дверок говорите: «Открывай дверцу, закрывай». Если ребенок взял в руки какой-либо предмет, опишите его. Например, если ребенок взял ложку можно сказать: «Смотри, у тебя в руках ложка. Это ложка». Поощряйте любую активность крохи и акцентируйте внимание на том, что он делает.

Знакомство с картинками

Есть масса развивающих книг с красочными картинками, которые могут помочь малышу познакомиться с миром. Покупайте ребенку книги для самых маленьких, например, из рубрики о животных под названием «Кто я?». Показывая в книжке или на карточке, рисунок с кошкой, можно говорить: «Как делает кошка? – Мяу».

Посредством этих занятий вы сможете познакомить кроху с животными и помочь проговаривать определенные звуки. Этот метод идеален для малыша, так как он уже понимает, что каждому зверьку принадлежит тот или иной звук. Старайтесь изучать животных, которых вы можете видеть на улице.

Малыш, увидев собачку или кошечку, начнет уже говорить «гав» или «мяу».

Образование с помощью звука

Чтобы ребенок ни делал, старайтесь обозначить его действия определенным звуком.

Например, если он хлопает, говорите «хлоп-хлоп», даже если он упал не бегите сразу поднимать малыша и при этом  ахать и охать, а лучше скажите «бух, бум».

Детей такой подход даже веселит и они быстро забывают, что только что шлепнулись. Этот метод поможет крохе осознать, что каждое движение имеет определенный звук, у него будет развиваться активно память.

Речевое сопровождение

Когда малыш произносит любые звуки, попросите его повторить. Например, скажите ребенку: «Как делают гуси? – Га-га-га». Если он произносит что-то, по вашему мнению, несуразное типа «агу, бубу» повторяйте за ним. Ребенка нужно побуждать говорить, проговаривать любой звук и поощрять его в этом.

Занятия по развитию речи для детей 2-3 лет: упражнения для развития фонематического слуха

Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, который позволяет различать и узнавать фонемы родного языка.

Это врожденная способность, позволяющая различать между собой слова, состоящие из одних и тех же фонем. Например, «кабан-банка, нос-сон» и т.д.

Существует масса интересных и развлекательных игр, которые помогут развить фонематический слух у ребенка. Рассмотрим несколько таких  упражнений для развития речи.

Упражнения и игры для развития фонематического слуха у детей 2-3 лет

Узнай по голосу

Суть этой игры заключается в следующем: поставьте ребенка спиной к играющим. Желательно, чтобы участвовало как можно больше людей, но не менее 3 человек. Ведущий просит произнести кого-то из членов семьи имя ребенка, а тот в свою очередь, должен отгадать, кто его позвал.

Играй со звуками

Если  дома есть различные инструменты, к примеру, пианино, бубен, гармошка или иные, предложите крохе отгадать, на каком именно инструменте вы играете. Соответственно, малыш не должен видеть, какой предмет вы выбрали, нужно, чтобы он на слух определил, какой инструмент звучал.

Кто говорит?

Предложите ребенку произнести звуки, свойственные разным  животным. Обязательно приготовьте картинки зверей с их детишками. Например, попросите показать, как «говорит» мама-кошка — громко и звонко, и как говорит котенок – тихо и тонко. Затем собака и щенок, корова и теленок и т.д.

Повторяй за мной

Эта игра проводится по такому принципу: мама или папа отстукивает какой-то элементарный ритм, а малыш должен повторить. Затем звуки усложняются. Когда ребенок освоит игру, предложите ему создавать звуки, а вы будете повторять. И весело, и полезно.

Эти игры не сразу дадут положительный результат. Ребенок в процессе игр будет развивать память и мышление, что и послужит прекрасной основой  для развития фонематического слуха.

Пальчиковые игры для развития речи у детей 2-3 лет

Пальчиковые игры – прекрасный и легкий метод для развития мелкой моторики рук, который способствуют развитию речи у детей. Посвящайте пальчиковым играм по 10-15 минут в день, но не более. Также, не пытайтесь разучить все игры сразу, для начала достаточно будет 2-3 игр, после можно поменять игры на новые.

Как пальчиковые игры могут помочь ребенку говорить? Очень просто. Суть игр заключается в том, что родитель по ходу занятий рассказывает стихотворения, где часто повторяются одни и те же слова. Таким образом, ребенок на слух воспринимает слова мамы и понимает, о чем идет речь. А затем и сам пытается повторить звуки.

Можно начать заниматься с ребенком с самых элементарных пальчиковых игр типа «сорока-белобока» или «идет коза рогатая». Предложите малышу еще такую игру: возьмите ручку малыша, и, загибая его пальчики, произносите имена родственников. Например, этот пальчик – папа, этот пальчик – мама и т.д.

Игра «встали пальчики»

Этот пальчик хочет спать,Этот пальчик — прыг в кровать,Этот пальчик прикорнул,Этот пальчик уж заснул.Встали пальчики — «Ура!»

В детский сад идти пора!

Пригибайте пальчики малыша, а затем большим пальцем «будите» всех остальных. С восклицанием «Ура!» разожмите полностью кулачок, будто все пальчики проснулись.

Дети познают мир посредством касаний. Можно устроить целый театр пальчиковый, связать или пошить интересных животных для более интересной и красочной игры.

Артикуляционная  гимнастика для развития речи у детей раннего возраста

Развивая речь малыша с раннего возраста, вы поможете крохе быстрее выражать свои мысли и желания посредством слов. цель артикуляционной гимнастики заключается в том, чтобы дать ребенку выработать определенный навык для грамотного произношения звуков. Тренируя речевой аппарат, вы помогаете ребенку правильно осваивать слова.

Рекомендации по проведению речевой гимнастики:

  • Выполняйте упражнения регулярно, ибо любой навык нужно закреплять постепенно.
  • Не предлагайте малышу сразу больше 2-3 упражнений.
  • Каждое занятие должно длиться 5-10 минут.
  • Обязательно закрепляйте пройденные упражнения по несколько раз.
  • Проводите гимнастику в игровой форме, так как малышу будет неинтересно выполнять статичные, монотонные движения.

В 2-х летнем возрасте у детей не ярко выражена речевая проблема, но ради профилактики следует выполнять несложные занятные упражнения.

Артикуляционная гимнастика:

  1. «Открываем-закрываем ворота». Предложите малышу открыть ротик и на несколько секунд задержать эту позу.
  2. «Покажи забор». Когда вы предлагаете крохе показать «забор», он должен сомкнуть свои зубки и широко улыбнуться.
  3. «Чистим-чистим зубки». Вместе с малышом откройте широко рот и языком проводите по внутренней и внешней части зубов.
  4. «Художник». Это упражнение более сложное. Предложите крохе язычком как бы рисовать на небе любые элементы. А затем, можно как маляр полностью закрасить все небо.

Обязательно проводите занятия вместе. Эти упражнения вырабатывают подвижность органов речевого аппарата. Артикуляционная гимнастика – залог красивого и правильного звукопроизношения у деток в раннем возрасте.

Советы специалистов по развитию речи у детей до 3 лет

Родители часто начинают паниковать, когда их ребенок не желает начинать разговаривать. По поводу затрудненной речи авторитетный врач-педиатр Е. О. Комаровский говорит следующее:

«Затрудненность речи может быть вызвана тем, что с ребенком активно не общаются взрослые. Но, когда малыш пойдет в детский сад, он наверстает упущенное, так как дети быстро стараются адаптироваться в обществе, чисто инстинктивно. Но высока вероятность, что у него будут проблемы с произношением, поэтому лучше заниматься с ребенком с раннего возраста».

Р. Левыкин, психолог:

Для развития речи полезно:

  1. Как можно больше говорить с ребёнком и как можно больше стимулировать его самого говорить. Задавайте ему вопросы. Интересуйтесь его мнением. Комментируйте свои действия.
  2. Развивать кругозор. Больше гуляйте: сады, детские площадки, парки, музеи, зоопарки, прогулки в лес и т.д.
  3. Развивайте моторику рук: пластилин, краски, поделки из природных материалов, конструкторы.

Из книги И. А. Ермаковой «Поговори со мной, мама! Развивающие занятия для малышей»:

Правильному развитию речи помогает логопедический массаж лицевых мышц. Лёгкий массаж щёк, лба, губ способствует регуляции кровообращения, улучшает эластичность мышц и служит эффективным способом профилактики речевых нарушений.

Лёгкие круговые движения следует выполнять подушечками пальцев обеих рук так, чтобы на коже не образовывались складочки. Массаж нужно делать медленно и плавно в течение 2—5 минут 2 раза в день. Продолжительность курса — 10—15 сеансов.

Перед тем как приступить к массажу, вам необходимо остричь длинные ногти, тщательно вымыть и согреть руки, смазать кончики пальцев питательным или детским кремом.

  1. Выполнять лёгкие круговые движения от середины лба к области висков.
  2. Выполнять лёгкие круговые движения от середины лба к мочкам ушей.
  3. Выполнять лёгкие круговые поглаживания под глазами от носа до области висков.
  4. Выполнять лёгкие круговые движения от середины лба к шее.
  5. Выполнять лёгкие круговые движения от крыльев носа к уголкам губ.
  6. Выполнять лёгкие круговые движения от крыльев носа к мочкам ушей.
  7. Выполнять лёгкие круговые движения по контуру сначала верхней, а потом нижней губы — от уголков к середине.
  8. Выполнять лёгкие постукивания по губам кончиками пальцев.
  9. Выполнять лёгкие круговые движения от середины верхней губы до подбородка.

Ю.С. Косьмина, учитель-логопед высшей категории:

В семье для ребёнка нужно создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения с взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, чётко произносить звуки, интересно рассказывать.

Расширяя круг представлений ребёнка об окружающих предметах и явлениях, беседуя с ним на различные бытовые темы, близкие и доступные пониманию малыша, родители будут тем самым не только расширять его кругозор, но и способствовать овладению правильной речью.

Логопед-дефектолог Анна Маковей о методах развитии речи у двойняшек:

Двойняшки — тема особая. Они друг у друга есть и этим все сказано. Особый язык, полное взаимопонимание и отсутствие стимула осваивать язык общепринятый.

Самым гуманным из всех испытанных средств (тут и разделение/развоз по бабушкам и разделение обязанностей по воспитанию каждого между папой и мамой) мне кажется введение деток в коллектив сверстников.

Там малыши осознают необходимость овладения речью и научатся озвучивать свои потребности (что в детском саду жизненно необходимо).

Индивидуальное общение с родителями тоже помогает «разговорить» таких деток. Тут уж Ваша фантазия и находчивость. Один с папой идет в магазин за… (чем-то очень нужным!!! Один Вы никак не справитесь!), второй остается с мамой …. кипятить чайник, мыть посуду и т.п.

Не стоит переживать, если ребенок в 1,5-2,5 года не начал разговаривать. Опасаться стоит, если ребенок на 3 году жизни не желает произносить ни единого звука. Это повод обратиться к специалисту, который поможет найти ответ на вопрос о том, почему ребенок не может говорить.

Учите своих детей, развивайте их речь, мышление, память, ведь многое от родителей зависит. А с таким набором современных методик, книг, развивающих игр можно разукрасить бытовые будни не только малыша, но и свои.

Артикуляционная гимнастика для детей 2-3 лет: эффективные упражнения, правила их выполнения

Артикуляционные Упражнения Для Детей 2 3 Лет

У всех вызывает улыбку, когда маленькие дети забавно коверкают слова, общаясь с окружающими. Но бывают ситуации, когда неправильное произношение продолжает наблюдаться у ребенка и дальше. Тогда уже возникает не улыбка, а проблема, которая требует немедленного решения. Верно поставить звуки помогут логопедические упражнения и артикуляционная гимнастика для детей 2-3 лет.

Гимнастика и советы специалистов по ее проведению

Артикуляционной гимнастикой называют набор упражнений, которые позволяют улучшить движения речевых органов, отработать их правильное положение в момент воспроизведения того или иного звука. Таким образом, она помогает натренировать органы речевого аппарата, чтобы они были способны правильно произносить слова.

Почему прибегать к артикуляционной гимнастике так важно? Это объясняется несколькими причинами:

  • Тренировки позволяют деткам научиться говорить правильно и четко без помощи логопеда. Главное, чтобы родители вовремя заметили отклонения в речи и начали проводить со своими детьми гимнастику. После 3 лет решить проблему без специалиста вряд ли удастся.
  • Благодаря упражнениям ребенок, имеющий серьезные речевые нарушения, имеет возможность быстрее справиться с ними, когда с ним будет работать логопед. Ведь мышечные ткани его речевого аппарата уже будут подготовленные, что значительно облегчить постановку звуков.
  • Артикуляционная гимнастика для детей 2 — 3 лет отлично помогает и тем, кто вроде бы правильно воспроизводить слова, но говорит их так, как будто у него «каша во рту».
  • Не стоит забывать о том, если ребенок будет четко произносить слова, то ему будет намного легче учиться писать.

Артикуляционные упражнения дадут положительный результат, если при их проведении соблюдать некоторые правила. Итак, специалисты рекомендуют следующее:

  • Все занятия сначала проводятся медленно с применением зеркала, чтобы ребенок мог видеть, как располагаются органы во время воспроизведения того или иного звука.
  • Во время упражнения нелишним будет, если родители станут задавать своему чаду наводящие вопросы относительно положения речевых органов. К примеру, где находится язык сейчас? А что делают губки?
  • Со временем скорость выполнения упражнений разрешается увеличивать. Но при этом необходимо обязательно следить за тем, чтобы каждое действие было сделано верно и плавно. В противном случае добиться эффективности тренировок не получится.
  • Желательно проводить гимнастику дважды в день, в утреннее и вечернее время. Самая оптимальная продолжительность занятий составляет 5-7 минут исходя из того, какой возраст у ребенка и насколько он усидчив.
  • С возрастом требования к выполнению упражнений повышаются. Ребенок в 2-3 года еще совсем маленький и ждать от него высокоточного и быстрого выполнения не стоит. Но важно, чтобы он усвоил правильность и плавность движений.

Артикуляционная гимнастика для детей 3 и 2 лет способна натренировать органы речевого аппарата у детей, но если имеются серьезные отклонения в речи, то заменить помощь логопеда она не может. Однако, она прекрасно подготовит мышечные ткани органов к работе со специалистом.

Какие упражнения следует выполнять?

Артикуляционная гимнастика позволяет отработать различные звуки, поэтому в зависимости от того, с какой именно буквой у ребенка проблемы, должен выполняться определенный комплекс упражнений.

Для свистящих звуков («С», «З», «Ц») отлично подойдут следующие занятия:

  • «Забор». Для выполнения необходимо широко открыть рот в улыбке так, чтобы видны были сомкнутые челюсти. Зафиксировать такое положение рта на 5 секунд.
  • «Слон». Здесь нужно вытянуть губы вперед трубочкой, при этом держать челюсти сжатыми. Находится в таком положении 5 секунд.
  • «Горка». В этом упражнении следует широко открыть ротик в улыбке, кончиком языка упереться в зубы снизу, широкую часть органа поднять вверх. Таким образом, получается что-то в виде горы. При этом язык должен быть твердым. В таком состоянии нужно удерживать органы до 5 секунд.
  • «Чистка зубок». Чтобы выполнить это упражнение, необходимо широко открыть рот, продемонстрировав свои зубы. Потом кончиком языка начать как бы чистить их с внутренней стороны, проделывая движения в стороны. Во время занятия нижняя челюсть должна находиться в неподвижном состоянии, а губы должны расходиться в улыбке. Достаточно сделать 6-7 таких движений.

Следующий комплекс гимнастики предназначен для отработки расположения речевых органов при произношении шипящих звуков «Ш», «Щ», «Ч», «Ж»:

  • «Блин». Расположить широкий кончик языка на нижней губе и проговаривать слог «пя» несколько раз. При этом нужно следить, чтобы он не двигался, а рот был открыт лишь немного. Затем следует зафиксировать язык на губе на несколько секунд.
  • «Варенье». В этом занятии следует открыть рот, широким кончиком языка облизать верхнюю губу не в стороны, снизу вверх. В процессе выполнения нижняя челюсть должна быть видна.
  • «Индюшонок». Тут необходимо немного открыть рот и делать быстрые движения широким кончиком языка по верхней губе вперед и назад. При этом нужно произносить звук, похожий на «бл-бл-бл».
  • «Чашка». Для выполнения нужно широко открыть рот в улыбке, чтобы были видны зубы. Показать язычок и сформировать из него чашечку, для этого нужно представить, что вам в язык нальют воду и нужно ее не пролить. В таком состоянии следует удерживать несколько секунд.

Третий набор артикуляционных упражнений помогает деткам выработать навык правильного расположения органов речи в момент воспроизведения таких звуков, как «Л» и «Р».

  • «Гриб». Данное занятие выполняется таким образом: необходимо немного открыть ротик, продемонстрировав свои челюсти. Приложить широкий плоский язычок к небу и держать так несколько секунд. Получается, что сам речевой орган является шляпкой гриба, а его связка, расположенная под ним – это ножка грибка.
  • «Гармошка». Здесь следует сделать такое же положение, как в предыдущем занятии, только нужно растягивать связку, широко открывая и закрывая ротик.
  • «Маляр». Для выполнения данного упражнения нужно широко открыть рот в улыбке, показать свои зубки. А дальше кончиком языка водить по небу вперед и назад, как будто красишь его. При проделывании гимнастики язык не должен выходить за пределы челюстей, отрываться от неба и двигаться в стороны.

Обычно постановка звуков производится поочередно, сначала отрабатывается, например, свистящий, потом шипящий. По поводу разработки комплекса лучше всего посоветоваться с логопедом.

Тренировки для развития дыхания во время речи

Очень важную роль в постановке правильного произношения слов играет дыхательный процесс. То, как дышит человек во время общения, отличается от обычного физиологического дыхания. В процессе воспроизведения звуков длительность выдоха значительно больше, поэтому следует научить ребенка плавно и долго выдыхать воздух.

Отлично будет, если при этом применять такие легкие игрушки как вертушки, надувные шары, губная гармонь и т. д. Также можно использовать пушинку. К примеру, с ней можно поиграть в некий футбол: сделать ворота и пытаться задуть пушинку туда.

Кроме этого, хорошим упражнением является следующее: положить на кончик носа ватный шарик, язычок высунуть вверх и постараться сдуть его, чтобы ватка полетела вверх.

Также можно применять такие методы, как имитация звуков. Например, необходимо попросить ребенка показать, как плачет девочка – «а-а-а», как хохочет мышка – «и-и-и», как воет волк «у-у-у» и так далее.

Еще для развития дыхания отлично будет использовать такие упражнения, при которых вдох и выдох будут производиться с помощью разных органов или их частей. К примеру, вдохнуть через нос, а выдохнуть через рот и наоборот. Либо вдохнуть через левую часть носовой полости, а выдохнуть через правую.

Игры и упражнения для тренировки мышц артикуляционного аппарата

Произношение детишек в возрасте 2-3 лет является еще далеко не идеальным. Но проделывая с ними артикуляционные упражнения, родители помогут им быстрее начать разговаривать и делать это правильно. Очень важно для этого натренировать мышечные ткани речевого аппарата.

Для этого применяются занятия, которые развивают движения не только языка, но и губ, челюстей. Крепкие мышцы помогают ребенку точнее воспроизводить звуки. Упражнения должны проводиться в виде игр и желательно перед зеркалом.

Гимнастика для губ и челюстей включает в себя такие упражнения:

  • Необходимо надуть щеки, а потом рукой прижать сначала одну, а потом другую.
  • Нужно сделать губы трубочкой, а затем быстро улыбнуться, продемонстрировав челюсти.
  • Воспроизвести звук, с помощью которого останавливают движение лошадей, «Тпру!».
  • Следует показать, как кошка лакает молоко. Делать это нужно быстро, высовывая и засовывая язычок.
  • Необходимо коснуться кончиком языка до щек изнутри.
  • Нужно щелкать язычком, при этом поднимая его к небу. Наподобие как цокает лошадь копытами.
  • Следует широко открывать и закрывать ротик.

На сегодняшний день есть много детишек в возрасте 2-3 лет, которые совершенно не разговаривают. Но это еще не свидетельствует о том, что у них отклонения в речи.

Врачи утверждают, что паниковать можно только если после 3 лет ребенок так и не заговорит. Но артикуляционные упражнения выполнять следует все равно, чтобы деткам было легче потом справиться со сложными звуками.

Важным моментом в занятиях является заинтересованность ребенка. Поэтому лучше всего проводить тренировки в игровой форме. Часто занятия строятся на подражании, ведь детям очень нравится повторять за взрослыми. Поэтому необходимо показывать ребенку, как делается определенное упражнение, заинтересовать его, тогда он с удовольствием будет все повторять.

Комплекс артикуляционной гимнастики детям 2-3 лет

Артикуляционные Упражнения Для Детей 2 3 Лет

Особую роль стоит уделять слуховому и зрительному восприятию ребенка. Ведь от тех слов, звуков и образов, которые слышит и видит малыш в младенчестве, зависит дальнейшее развитие речи.

У двух-трёхлетних дошкольников прослеживаются проблемы с произношением некоторых букв. Таких, как «Р», «Л», «Й», «Ш» и т. д.

Для коррекции и правильного развития речи необходима артикуляционная гимнастика для детей 2-3 лет.

Что такое артикуляционная гимнастика

Артикуляция – это совместная работа органов, участвующих в образовании отдельных звуков и слов. Это челюсть, щеки, язык, уздечка, губы.

Артикуляционная гимнастика – это комплекс упражнений, направленный на развитие группы мышц органов речи. В результате их развития у ребенка нет затруднений при произношении отдельных звуков, а следовательно, словарный запас становится намного понятнее для окружающих.

Дети

Нарушение или слабое развитие артикуляционных органов приводит к значительным дефектам в произношении.

Выделяют 2 вида логопедических упражнений:

  • статистический – удерживание мимики лица на короткое время.
  • динамический – произношение отдельных звуков в определенной позе.

В каких случаях детям 2-3 лет нужна артикуляционная гимнастика

потребность в артикуляционной гимнастике возникает уже в первый год жизни. простая просьба «покажи язычок» послужит началом развития мышц речевых органов.

чаще всего двух-трёхлетние дети еще не посещают детский сад, а родители не заостряют внимание на речи ребенка. только опытный специалист может выявить несоответствие возрастным особенностям речи.

родителям стоит обратить внимание на следующие факты:

  • до года отсутствует лепет;
  • частичное или полное отсутствие речи в два года. в норме словарный запас должен вырасти до 50 слов, часть из которых выстраивается в несколько осознанных предложений;
  • смысл произношения не угадывается взрослыми;
  • замена букв «к-т», «м-б» и т. д.».

важно! не стоит ссылаться на опыт знакомых и старших детей. во избежание дальнейших проблем в развитии необходимо обратиться к логопеду.

как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой в 1 младшей группе детского сада

1-я младшая группа характеризуется началом речевого образования и кризисом трехлетнего возраста «я сам». Дети очень подвижны, любознательны, а потому начинают пародировать речь и поведение взрослых. Окружающие не могут контролировать мимику при произношении. В результате и дети воспроизводят слова и звуки так, как могут, а не как нужно.

Правила проведения логопедических упражнений

  • инструктаж по выполнению артикуляционных упражнений проводится наглядно для детей 2-3 лет. Лучше всего «построить рожицы» перед зеркалом;
  • образовательный процесс усваивается исключительно в форме игр;
  • не стоит выполнять больше трех упражнений;
  • логопедическое занятие проводится ежедневно и длится не больше 10 минут;
  • второй и третий год жизни позволит усвоить только динамическую артикуляцию.

Упражнение перед зеркалом

Разновидности артикуляционной гимнастики в ясельной группе

У детей 1 младшей группы речевой аппарат не развит, тонус мышц слабый, вследствие чего наблюдается картавость и нечеткая речь. Для развития органов артикуляции проводятся упражнения на укрепление мышц губ, щек, языка и уздечки.

Упражнения для губ

Мышцы губ напрямую связанны с остальными органами. При их слабой подвижности наблюдается нечеткость произносимых звуков. При составлении комплекса упражнений обязательно включаются мимические задания. Например, «Улыбка», «Хоботок».

Упражнения для губ и щек

Произношение гласных звуков подразумевает задействование мышц губ и щек. Правильно подобранные упражнения помогут малышу укрепить мускулатуру, что приведет к корректному произношению, в особенности звуков «о», «ы», «и».

Упражнения для языка

Большое внимание уделяется развитию мышц языка и уздечки. От этих органов зависит дальнейшая речь малыша. Слабая мускулатура – причина картавости, частичного или полного отсутствия речи. Это связанно с тем, что ему тяжело дается проговаривание даже элементарных звуков.

Обратите внимание! Результатом становится снижение мотивации к разговору, что приводит к серьезным последствиям.

Комплекс артикуляционной гимнастики для младшей группы

Упражнения на отработку звуков подразумевают динамическую гимнастику с произношением букв или слогов. Можно использовать подвижные игры, чистоговорки, стихи и т.д.

Игры

«Комарик»:

Губы натянуты в улыбке так, чтобы были видны зубки, язык прижат к верхним зубам, а дети произносят «з-з-з». Комарик старается догнать других детей.

«Пчелка»:

Губы в улыбке, язык прижат к верхнему нёбу, дети произносят: «ж-ж-ж». Пчелка старается поймать других ребят. Попавшийся малыш перенимает эстафету и гонится за детьми.

«Змейка»:

Дети выстраиваются «змейкой», голова змеи со звуком «с-с-с» пытается поймать хвост. По ходу игры дети меняются.

«Волк и Гуси»:

Водящий «волк» ловит «гусей», которые с «га-га-га» разбегаются в разные стороны.

Дети в процессе игры

Чистоговорки

  • Ду-ду-ду – рыбки в пруду.
  • Та- та-та – воротник у кота.
  • Ой-ой-ой – зубик больной.
  • Га-га-га – здоровая нога.

5. Комплекс упражнений на развитие правильного дыхания

Чтобы сказать слово, ребенку необходимо делать несколько вдохов или недоговаривать окончания. Правильное дыхание при речи – гарантия четкого проговаривания слов.

Примеры упражнений для развития правильного дыхания на второй и третий год жизни ребенка

«Кто со мной споет?»:

Задание: сделать вдох и пропеть на выдохе гласные а, о, у, и, э, е.

Задание усложняется произношением слогов ау, ои, ту, ма.

  Как сделать лэпбук по развитию речи своими руками в ДОУ

«Ветер гонит шарик»:

Задание: шарик запускается в воздух. Задача детей дуть на него так, чтобы он ни упал на пол. Можно усложнить игру пародией ветра с произношением «у-у-у» или «ву-ву-ву».

«Дуем пузыри»:

В этом упражнении можно использовать настоящие мыльные пузыри или вообразить, что они находятся в руках.

Важно! Гимнастика на развитие дыхания проводится не больше 7 минут, звуки на выдохе тянутся не больше 3-5 секунд. В результате длительной гимнастики может быть переизбыток кислорода, что приведет к головокружению и обмороку ребенка.

Применение вспомогательных средств (музыка, стихи, игры и др.)

Младший дошкольный возраст – это активные дети, которые изображают то, что видят и слышат. Применение наглядного пособия (карточка, видео, презентация) на логопедических занятиях помогут ребенку правильно отобразить позу упражнения, а также развить фантазию.

Использование музыки поможет не только речи, но и развитию слуха, в результате чего ребенок сможет разделять звуки и передавать услышанное соответственно. Гимнастика, проведенная в форме игры, стиха или сказки, способствует развитию памяти, мышления и быстро усваивается в независимости от сложности задания.

Важно! Специалисты рекомендуют использовать вспомогательные средства не только в детском саду, но и в домашних условиях.

Применение иллюстрации к упражнению

Картотека артикуляционных упражнений для младших групп с целями по ФГОС

Карточка №1 «Улыбнись».

Цель: формирование умения удерживать губы в одной позе, способствующего укреплению и развитию подвижности мышц губ.

Задание: дети поворачиваются к соседу, губы растягиваются в улыбке таким образом, чтобы были видны зубы.

Карточка №2 «Слоник».

Цель: формирование навыков подвижности губ.

«Ротик я закрыл,

Губки хоботом сложил.

А сейчас вперед тяну

И рассказываю «у-у-у»!»

Карточка №3 «Как говорит рыбка».

Цель: формирование умения закрывать и открывать рот, развитие моторики челюсти.

Задание: дети открывают и закрывают рот.

Обратите внимание! При этом работает только нижняя челюсть.

Карточка №4 «Слоник улыбается».

Цель: развитие артикуляционного аппарата через формирование умения менять позиции губ и щек.

Задание: дети вытягивают губы «хоботком», затем растягивают в улыбке.

Карточка №5 «Зевает бегемот».

Цель: развитие правильного дыхания и моторики мышц через формирование умения широко раскрывать рот.

Задание: дети широко открывают рот, вдыхая воздух, на выдохе закрывают рот и произносят: «у, о, а».

Заключение

Артикуляционная гимнастика для детей 1 младшей группы необходима для дальнейшего развития и восприятия окружающей среды.

Обратите внимание! Большую пользу приносит гимнастика для языка, разработанная для детей 2-3 лет, чтобы подготовить мышцы для произношения слов.

От подвижности языка, губ, щек, правильного дыхания зависит качество детской речи.

Артикуляционная гимнастика для детей 2 и 3 лет

Артикуляционные Упражнения Для Детей 2 3 Лет

Коверканье слов детьми, которые только начинают разговаривать, на первый взгляд потешно и интересно выглядит.

Хорошо, когда все пройдет с взрослением, а если нет, и проблемы сохранятся? Поможет решить проблему артикуляционная гимнастика для детей 2-3 лет.

При незначительных отклонениях можно справиться с проблемой, не прибегая к помощи логопеда. В серьезных случаях пригодится своеобразная тренировка мышц.

Разновидности

Артикуляционная гимнастика в 2-3 года состоит из упражнений статического и динамического характера. При выполнении первых действий необходимо язык зафиксировать в одном положении и удерживать его на протяжении определенного периода времени.

Изначально необходимо показать, как следует сложить язык, постараться удержать его на протяжении 10 секунд.

Лопата

Для его выполнения необходимо максимально открыть рот и уложить расслабленный язык на нижнюю губу.

Динамические упражнения выполняются под счет, в процессе которого меняется положение органов речи и совершаются повторения одного и того же задания.

Часики

Для выполнения необходимо немного приоткрыть рот и изобразить улыбку. Сделав узким язычок, дотянуться до правого уголка и левого.

Качели

Рот открыть, и язычком попытаться дотянуться то к носу, то к подбородку.

Конфетка

Губы сомкнуть. Упирать язычок во внутреннюю поверхность щеки, в левую и правую сторону.

Лошадка

Плотно прижать язык к небу и совершать цоканья, имитируя бег лошади.

Упражнения достаточно простые, и их можно выполнять, не прибегая к помощи специалистов, в домашних условиях.

Описание комплексов артикуляционных упражнений для детей 2-3 лет

Артикуляционная гимнастика для детей 2 лет направлена на отработку различных звуков. В зависимости от того, какие звуки не получается выговаривать, комплексы упражнений несколько отличаются.

Звуки (С, З, Ц), необходимые упражнения:

Используйте на своих сайтах и блогах или на кликер для адсенс

  • Забор. Максимально показать зубы, изобразив улыбку. Зафиксировать данное положение на протяжении 10 секунд.
  • Хоботок. Сомкнуть губы и вытянуть в трубочку, имитируя хобот слоника. Задержаться в положении.
  • Гора. Широко раскрыть рот в улыбке. Выпятить язык вверх, это будет напоминать горку. Язык должен быть напряжен. Зафиксироваться и удерживать положение на протяжении 10 секунд.
  • Чистка зубов. Изначально показать всем свои зубки путем широкой улыбки. Представить, что кончик языка – это ваша щетка для чистки зубов. Начать очищение с внутренней стороны. Движения направляются в стороны. При этом нижняя челюсть зафиксирована. Минимальное количество – 5 движений в разные стороны.

Звуки (Ш, Щ, Ч, Ж):

  1. Блинчик. Высунуть язык и расположить его на нижней губе. Произнести звук «пя» несколько раз. Язык при этом должен быть неподвижным. Рот всего лишь немного приоткрыт. После этого зафиксировать язык на губе и подождать несколько секунд.
  2. Варенье. Рот открыть, облизывать губы сверху вниз. Обязательное условие – видимость нижней челюсти.
  3. Индюк. Немного приоткрыв рот, необходимо совершать постукивание языком по верхней губе. При этом выговаривать звук, похожий на индюшиный. Бл-Бл-Бл.
  4. Стакан. Широко раскрыть рот и высунуть язык. Сформировать из языка чашу. Мысленно в нее налить воду и удерживать в таком положении, стараясь не разлить ее.

Звуки Л и Р (Данные звуки даются многим детям очень тяжело):

  • Грибочек. Присосать к верхнему нёбу язычок и как можно шире открыть рот. Задержаться в таком положении на протяжении 10 секунд.
  • Маляр. Для выполнения необходимо широко разинуть рот. Кончиком языка водить по небу, имитируя его покраску. Важно не выходить за пределы нижней челюсти. Отрываться от неба и высовывать язык.

Обычно комплексы упражнений проводятся по очереди. Изначально необходимо поставить один звук, а потом уже переходить ко второму. Помощь в разработке определенного комплекса должен оказать логопед.

Упражнения для развития дыхания

Очень важный этап при постановке правильного произношения звуков – дыхательный процесс. Дыхание малыша в обычной жизни и при разговоре имеет определенные отличия. При выговаривании звуков увеличивается длительность дыхания. Детей необходимо учить выдыхать плавно и долго.

Хорошую тренировку дыхания можно осуществить, применяя вертушки, воздушные шары, губную гармонь, пушинку. Создать ворота и пытаться задуть туда маленькое перышко, при этом вести счет. Важное условие – заинтересовать кроху, чтобы он сам захотел делать то, что от него требуют.

Хорошие методы – имитирование различных звуков. Показать, как воет волк – ууууууу, показать, как плачет малыш – аааааа, как гудит мотоцикл – рррррррр.

Развить дыхание можно путем вдыхания и выдыхания разными органами. Вдох через нос, выдох через рот. Либо вдохнуть в одну ноздрю, а выдохнуть из другой.

Футбол

Отличное упражнение, можно проделать с ватным шариком. Для этого ватку свернуть в небольшой шар и положить его на кончик носа. Подуть так, чтобы шарик подлетел вверх.

Кораблик

Сделать обыкновенный бумажный кораблик. Набрать в емкость воды и пустить его. Кораблик будет двигаться плавно, если дуть на него спокойно. Резкие порывы ветра можно устроить, если выдувать воздух, произнося звук П. Щеки при этом не надувать.

Пузырь

Для проведения упражнения понадобятся стакан с водой и соломинка. Ритмично дуть в соломинку, при этом будет выдуваться каскад пузырей. Щеки надувать нельзя.

Артикуляционная гимнастика для детей 1-2 лет может выполняться во время прогулки и игры.

Правила организации и проведения занятий с детьми 2-3 лет

Артикуляционная гимнастика в 2 года должна включать набор упражнений, которые направлены на тренировку органов речевого аппарата и правильного произношения звуков.

Причины, по которым прибегать к гимнастике необходимо:

  1. Тренировки позволяют крохе правильно говорить, не прибегая к помощи специалистов.
  2. Малыш, имеющий серьезные нарушения, сможет справиться с проблемой быстрее, когда с ним будет работать логопед.
  3. Артикуляционная гимнастика для детей 2-4 лет позволяет справиться даже с такой проблемой, когда малыш правильно выговаривает слова, но создается ощущение, будто он говорит с набитым ртом.
  4. Если малыш четко произносит слова, то в дальнейшем проблем с письмом у него практически не будет.

Артикуляционная гимнастика для малышей 1-2 лет, правила проведения:

  • Первые упражнения необходимо выполнять в медленном темпе, ребенок должен понять принцип действий. Малыш должен находиться перед зеркалом. Ему будет очень интересно воспроизводить звуки и смотреть на себя. Также подойдет небольшое зеркальце, которое кроха будет удерживать в руке.
  • Родители во время тренировки должны спрашивать: что делает язычок, как расположены губки, и так далее.
  • Когда упражнения будут четко и правильно выполняться, можно немного увеличить темп.
  • Веселая артикуляционная гимнастика для 2 лет должна проводиться ежедневно. Идеальный вариант – утро и вечер. Длительность зависит от заинтересованности и усидчивости.
  • Чем старше малыш, тем выше к нему предъявляются требования. В 2-3 года не стоит ждать высоких результатов. Главное – правильное и четкое выполнение упражнений.

Применение вспомогательных средств (музыка, стихи, игры и подобное)

Для правильной тренировки речевого аппарата можно применять занятия в виде игр. Гимнастика состоит из следующих упражнений:

  1. Надуть щеки, потом поочередно прижать рукой и выдавить воздух.
  2. Сложить губы в трубочку, а потом резко расплыться в улыбке.
  3. Сказать фразу, с помощью которой останавливают на скаку лошадей. Тпруууу.
  4. Продемонстрировать движения, которые проделывает кошка, чтобы напиться молока.
  5. Касания кончиком языка внутренней поверхности щек.
  6. Максимальное открытие и закрытие рта.

В наше время все больше детей в возрасте 2-3 лет совершенно не разговаривают, и это не говорит об отклонениях с речью. Быть тревогу необходимо тогда, когда ребенок практически не говорит в возрасте старше трех лет.

Тренировки должны базироваться на подражании, так как дети в этом возрасте повторяют за взрослыми.

Существует большое количество артикуляционных стихов, музыки, под которую удобно проводить гимнастику.

Выводы

Чтоб гимнастика приносила не только пользу, а и нравилась ребенку, необходимо проводить занятия в игровой форме. Для получения положительного результата занятия стоит проводить ежедневно. Ребенок в момент тренировки должен быть бодр и весел. Длительная работа в скором времени приведет к положительному результату.

Артикуляционная гимнастика детям в 2-3 года, примеры упражнений

Артикуляционные Упражнения Для Детей 2 3 Лет

Артикуляционная гимнастика − комплекс специальных упражнений, помогающих развивать мышцы речевого аппарата. Вводить занятия можно начиная с 2 лет, когда у ребенка возникает потребность в общении, обогащении словарного запаса.

Проводить гимнастику в силу возрастных особенностей малыша и привязанности к маме лучше в домашних условиях. Упражнения для детей 2-3 лет легки в воспроизведении, превращают занятия в игровую деятельность.

Ребенок будет увлечённо выполнять действия, если подключить к процессу тренировки артикуляции музыку, актерское мастерство родителя, детские стихи и потешки.

Зачем нужна артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика для детей 2-3 лет необходима, так как укрепляет мышцы, стимулирует полноценные, правильные движения основными органами, участвующими в говорении (губы, язык, челюсти). Неверно мнение, что занятия нужны только детям с нарушениями в речи.

В возрасте 2 лет начинается активное пополнение словарного запаса малыша. Он учится воспроизводить новые звуки, слова. Двух- или трехлетний кроха не может произносить правильно некоторые звуки (р, л, щ, ш), что является нормой.

Систематическая артикуляционная гимнастика помогает малышу раньше освоить сложные звуки, слова, стимулирует говорение.

Цель упражнений на развитие артикуляции:

  • усилить кровообращение в органах, участвующих в говорении;
  • тренировать четкость произношения звуков;
  • развивать гибкость языка, губ, щек, челюстей;
  • подготовить артикуляционный аппарат к произношению отдельных, сложных звуков;
  • обогатить словарный запас детей и кругозор.

Если малыш не умеет говорить в 2 года, артикуляционные занятия в игровой форме необходимы ему для стимулирования говорения. К трем годам кроха должен овладеть словарным запасом до 700-1000 слов.

Правила проведения гимнастики

Чтобы упражнения принесли пользу малышу, следует подготовиться к ним. Выполнять задания будет легче и интереснее, если использовать небольшое зеркальце. Ребенок смотрит в него, следит за движением язычка, губ, челюстей, щек.

Говорить и показывать задания следует медленно, чуть протяжнее, чем в обычной жизни. Крохе на третьем году жизни сложно точь-в-точь сразу повторить за взрослым движения.

Демонстрировать каждое задание необходимо 2-3 раза, после дать малышу возможность попробовать самостоятельно выполнить упражнение.

Существуют основные правила, которых нужно придерживаться при проведении артикуляционной гимнастики:
  1. Проводить занятия следует регулярно. Детям в 2 года можно заниматься через день, в 3 − ежедневно.
  2. Малыш должен выполнять движения медленно, при достижении хорошего результата можно повышать ритм, выполнять упражнения под счет.
  3. Каждое упражнение желательно повторять 5-7 раз.
  4. Средняя продолжительность речевой гимнастики 15 минут.
  5. Проводить занятия нужно через полтора часа после еды или до приема пищи.
  6. Удерживать позу нужно на протяжении 5-10 секунд. В 2 года время будет меньше, к 3 годам повышается.
  7. Родителям следует завести специальный артикуляционный дневник. Во время занятий в него записывают на что обратить внимание во время следующей гимнастики. Если возникают какие-то вопросы по речи ребенка, можно будет проконсультироваться с логопедом, показать ему дневник.
  8. Обязательно хвалить за успехи, стимулируя к активной деятельности.
  9. Если малыш устал, нужно делать перерыв, смену деятельности. Можно рассказать ему стих, потанцевать, поиграть пальчиками.
  10. Обязательно включать в комплекс упражнения на развитие слуха, дыхания, голоса. С них, как правило, начинаются занятия.

Артикуляционная разминка

Проводится до начала основной части занятия, перед сложными упражнениями. Можно использовать в подготовительном периоде несколько форм разминок: дыхательную, игра с пальчиками, на мимику. В первом случае упражнения способствуют правильному говорению, без спешки, ребенок учится верно распределять дыхание при произношении слов, предложений.

Пальчиковая гимнастика способствует развитию мелкой моторики рук, пространственному представлению; обогащает словарный запас, если включить в комплекс чтение стиха. Упражнения на мимику нравятся малышам, они позволяют покривляться, пошалить, повторять за мамой смешные гримасы. Благодаря им ребенок познает психоэмоциональную сферу, понимает, как вести себя в определенной ситуации.

Дыхательные упражнения

Дыхательную гимнастику проводят не дольше 15 минут. Предназначена она для разогрева речевого аппарата, правильной постановки дыхания при говорении. В комплекс разминки можно включить следующие упражнения:

  • «Свеча». Ребенку предлагается представить, что он празднует день рождения. Перед ним поставили большой торт со свечками. Здесь можно использовать образовательный момент − посчитать с малышом, сколько ему годиков, столько и нужно будет задуть огоньков на торте. Первую свечу можно гасить медленнее, вторую быстрее, третью с ым сопровождением. Важно соблюдать правило: губы должны быть при выдохе в форме трубочки, вытянуты вперед. Перед выдохом малыш должен набрать полную грудь воздуха. Можно распределять по времени тушение свечи, первую задуть под счет до 5, вторую до 7, третью до 10. Каждый раз ребенку нужно распределять воздух, чтобы он не закончился раньше счета.
  • «Шар». Можно дать в руки малышу мячик или надутый шарик. Если проводится упражнение с мячом, то предлагается опустить его вниз, набрать воздух в грудь. Медленно поднимать вверх руками и одновременно выпускать воздух из грудной клетки. С шариком крохе понравится заниматься больше, дети любят такую игру. Мама или папа надувают его, малыш подражает и набирает тоже воздух. Как только родитель начинает медленно спускать шарик, ребенок одновременно выдыхает. Можно спускать шарик быстрее, тормозить процесс, малыш должен следить и повторять все движения предмета.
  • «Иголочка». Набрать воздух, надув щеки, поочередно «проколоть» сначала одну, потом вторую язычком. Когда осуществляется прокол, выходит воздух изо рта медленно и постепенно. Можно выполнять под счет.

Пальчиковую гимнастику используют у детей 2-3 лет в виде игры: «Где мизинчик? Указательный? Поругайся на кого-нибудь! Сожми, открой» и т. д. Хорошо развивает мелкую моторику простое упражнение на перебор бисера, малышу нужно отобрать в разные кучки мелкие, средние и крупные бусины.

Гимнастика

Чтобы малышу было интересно, нужно включать каждый день новые задания в комплекс. Сегодня можно подобрать множество интересных игр и стихотворных заданий на развитие речевого аппарата. Идеальный вариант: распределить упражнения на неделю, ежедневно показывая новые. Со следующей недели снова повторить комплекс. Ниже приведен пример самых популярных упражнений для детей 2-3 лет.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.