Когда ребенку давать твердую пищу
Как научить ребенка жевать и глотать твердую пищу: советы родителям
Одна из основных задач родителей – привить малышу необходимые для дальнейшей жизни навыки – например, научить своего ребенка жевать.
Взрослым данный процесс представляется простым и естественным, ведь мы пережевываем пищу много лет и даже не задумываемся о том, что этому надо специально обучаться.
А ребенок привык сосать грудь, поэтому даже жидкое пюре для него – новая незнакомая пища, изучение которой должно проходить постепенно.
Зависимость от рациона
В первые месяцы своей жизни малыш питается материнским молоком, получая из него все необходимые для развития вещества. Поэтому основной рефлекс, который формируется у него в этот период, – сосательный. Также для детей характерны рвотный и защитный рефлексы, за счет которых происходит отталкивание твердых кусочков пищи, если они случайно попадают в рот.
Такие реакции становятся слабее после того, как малыш перешагнул рубеж 4-6 месяцев (более точный возраст зависит от индивидуальных особенностей развития ребенка). Педиатры советуют именно в этот период и начинать вводить в рацион малыша прикормы, постепенно приучая младенца к более твердой пище, формируя у него навык перехода от сосания к жеванию.
Следующий шаг – твердая пища кусочками, она должна вводиться в меню после достижения ребенком 6-7 месяцев. Именно в это время у него начинают прорезаться первые зубы, вызывая желание почесать десну твердым предметом, поэтому осторожное введение небольших кусочков будет как нельзя кстати.
Уже пора?
Чтобы понять, что ребенок готов к первому употреблению твердой пищи, необходимо обратить внимание на особенности его поведения. Чаще всего о том, что наступило подходящее время для нового меню, говорят следующие признаки:
- малыш перестает сосать пищу с ложки – теперь он принимает ее верхней губой, пытается пережевать;
- проявляет заинтересованность пищей взрослых;
- инстинктивно тянет в рот твердые предметы;
- покусывает ложку;
- во время кормления широко открывает рот.
Эти признаки подскажут родителям, что пришло время начать давать малышу небольшие кусочки твердой пищи. Однако важно помнить, что лишь к первому году жизни у ребенка прорастет достаточное количество зубов для полноценного разжевывания, до тех пор размер кусочков должен быть минимальным.
- В возрасте 6-7 месяцев допустимы частицы размером до 0,3 мм.
- Когда ребенок достиг 8 или 9 месяцев, в его рацион можно добавлять пищу с частицами до 1,5 мм.
- В возрасте 9-12 месяцев ребенок справится с пережевыванием фрагментов до 3 мм.
- В 1-2 года малыша следует обучать жевать и глотать твердую пищу.
Эти размеры обязательно надо учитывать, в противном случае малыш может отказаться от твердой пищи.
Возможные ошибки родителей
Желая как можно быстрее научить ребенка жевать, родители нередко допускают ошибки, из-за которых малыш отказывается есть предлагаемую ему пищу. Рассмотрим, в чем может быть дело.
- Попытка дать малышу кусочки, по размеру превосходящие полагающихся ему по возрасту. У ребенка срабатывают сосательный и защитный рефлексы, из-за которых инородные частицы выталкиваются языком, может возникнуть рвота.
- Позднее начало прикорма. Некоторые мамы полагают, что ребенка можно кормить исключительно грудным молоком вплоть до года. Кроха привыкает к такому питанию, поэтому жевательный рефлекс у него оказывается совершенно несформированным.
- Необходимо помнить, что каждый ребенок – индивидуальность, обладающая собственным вкусом. Поэтому если младенец отказывается от какого-либо продукта, возможно, он ему просто не нравится.
Совет
Родителям следует запастись терпением и повторять свои попытки ежедневно, ведь малышу необходимо некоторое время, чтобы привыкнуть к новому для него вкусу.
- Психологи полагают, что отказ от приема пищи из ложки может быть связан с негативными ассоциациями, которые у ребенка вызывает этот столовый прибор (например, если незадолго до этого из ложки ему приходилось принимать лекарства).
- Некоторые мамы и папы стараются как можно быстрее приучить ребенка жевать твердые кусочки, вводя новые продукты в его рацион чуть ли не ежедневно. Но подобная практика может вызвать отторжение и рвоту.
- Следует обратить внимание на размер ложки: если она очень велика для небольшого ротика, малыш также будет испытывать дискомфорт и откажется от пищи.
- Вызвать рвотный рефлекс способна и неправильная техника кормления, глубокое введение ложки в ротовую полость.
Совет
Чтобы правильно покормить малыша, необходимо следить за тем, чтобы ложка слегка касалась кончика языка либо его середины. Оптимальный объем прибора для младенца – не более 3 мл.
Родителям важно проявить терпение и не кормить малыша насильно, рискуя вызвать у него стойкое неприятие твердой пищи, что в будущем перерастет в проблему с пищеварением.
Постепенно внимательные взрослые заметят, что у малыша сформировались собственные пристрастия в еде – например, появились продукты, которые ему нравятся, именно их следует активно использовать в процессе обучения, обращая внимание на общее состояние ребенка.
Продукты под запретом
Есть несколько продуктов, которые нельзя давать ребенку, не достигшему 4-летнего возраста, поскольку велика вероятность того, что он может подавиться:
- леденцы, ирис;
- орехи и семечки;
- твердые куски сыра и мяса;
- виноград целиком;
- крупные кусочки твердых овощей и фруктов.
В 2 года малыш еще не сможет пережевать эти продукты, попробует проглотить их целиком и может подавиться. Поэтому даже под присмотром родителей давать их крохе категорически запрещено.
Малыш подавился: что делать?
Если, несмотря на все старания родителей, ребенок все же подавился, крайне важно оказать ему своевременную первую помощь. Действовать надо уверенно, но осторожно.
- Поместить малыша на предплечье родителя таким образом, чтобы голова младенца оказалась ниже туловища, лицо было направлено вниз.
- Выполнить 5 несильных ударов ладонью по спине ребенка между лопатками.
- Далее малыша следует перевернуть на спину.
- Выполнить при помощи указательного и среднего пальцев 5 толчкообразных движений в центральную часть грудины.
- Открыть малышу рот, удерживая язык большим пальцем, а нижнюю челюсть – остальными.
- В случае если кусочек пищи, повлекший проблему, хорошо виден, его следует аккуратно удалить. Если нет – повторить действия до достижения успеха.
Взрослым необходимо сохранять самообладание, ведь от их действий зависит здоровье и жизнь малыша.
Значение жевательного рефлекса
Ответственным родителям крайне важно научить малыша пережевывать и глотать твердую пищу, поскольку данный рефлекс имеет огромное значение.
- Прежде всего, он сказывается на пищеварительном процессе в целом, ведь жевание стимулирует выработку слюны, которая принимает участие в образовании пищеварительных ферментов и желудочного сока. Если же кроха не пережевывает пищу, а лишь проглатывает ее, то в более зрелом возрасте велик риск заболеваний желудочно-кишечного тракта.
- Своевременное обучение жеванию благоприятным образом скажется на формировании контура лица ребенка и его прикуса.
- Без умения жевать ребенок не сможет иметь красивые крепкие зубы. При отсутствии регулярных тренировок челюсти ребенка будут развиваться с медленной скоростью, ухудшится кровоснабжение в деснах, отчего зубы будут формироваться некрепкими.
- Имеет прямую взаимосвязь с развитием речи, поскольку за счет жевательных движений язык становится более подвижным, его проще поставить в правильное положение для четкого произнесения звуков. Также жевание стимулирует развитие мышц ротовой полости.
Родителям очень важно не упустить момент и своевременно обучить ребенка навыкам пережевывания твердых кусочков.
Этапы формирования рефлекса
Работа над тем, чтобы приучить малыша к твердой пище, должна вестись постепенно. Принято выделять несколько стадий.
- От 6 до 12 месяцев – введение в рацион малыша пюре и каш.
- От года до двух – активная работа над формированием жевательного рефлекса, в питание малыша должны включаться кусочки твердой пищи.
- После 2 лет ребенок уже должен уметь хорошо пережевывать продукты, включая мясо и фрукты, это будет говорить о том, что у него развиты жевательные мышцы и сформирован рефлекс.
Конечно, каждый малыш индивидуален, однако если к 10 месяцам ребенок не может принимать в пищу даже пюре, следует незамедлительно посетить специалиста.
Что делать, если малыш не может есть твердые кусочки?
Если годовалый ребенок не пережевывает пищу, давится даже самыми небольшими кусочками, родителям необходимо действовать осторожно, но настойчиво.
- Первый шаг – приготовить ребенку более густое пюре, при взбивании блендером оставить несколько мелких, но не измельченных полностью фрагментов.
- Далее следует попробовать измельчить овощи при помощи вилки – кусочки получатся более крупными, у ребенка продолжит формироваться умение глотать.
- Для детей нет ничего лучше примера взрослых, поэтому можно предложить ему некоторые элементы меню родителя, например кусочки из его тарелки.
- Наибольшего эффекта можно достичь, если включать в рацион продукты, вкус которых нравится ребенку. Это могут быть небольшие кусочки яблока или детского печенья.
- Важно украшать пищу, делая ее внешне привлекательной и интересной. Поможет и игра со столовыми приборами – например, можно во время трапезы знакомить малыша с различными видами декоративных ложек.
- Поможет продумывание игрового сюжета. Например, съесть ложечку пюре моркови с кусочками – помочь зайцу вернуться домой. Ребенку будет интересно, это поможет сделать работу более продуктивной.
Если же все усилия оказываются тщетными, необходимо посетить врача, он поможет понять, с чем могут быть связаны неудачи.
Обучение малыша употреблению твердой пищи – занятие непростое, от родителей требуется сосредоточенность и терпение, ведь на их плечи ложится задача формирования важнейшего жизненного навыка.
Как научить ребенка жевать
Развитие жевательного и глотательного рефлексов – это важный этап в развитии младенца. Навыки жевания позволяют предупредить поперхивание в более взрослом возрасте, улучшить развитие речевой функции, сохранить здоровье пищеварительного тракта. Мамы часто спрашивают у педиатров: как научить ребенка жевать, когда начать введение твердой еды.
Акт жевания – это процесс дробления и измельчения пищи при помощи жевательного аппарата.
Для нормального измельчения еды необходима слаженная работа мышц языка, челюстей.
У ребенка жевательный рефлекс начинает формироваться после 6-месячного возраста. К этому периоду малыш начинает все тянуть в рот.
К 9 месяцам у ребенка уже есть несколько зубов, поэтому он вполне способен начинать кусать ими хлеб, печенье.
Важно развивать интерес к пище в этот период, так как жевательный рефлекс может затихнуть.
К 12-месячному возрасту младенец уже хорошо кушает пищу, размятую вилкой, и суп с мелкими кусочками.Во время этого периода необходимо снизить частоту употребления пюреобразной пищи, чтобы малыш не ленился жевать.
Функции акта жевания
Жевание в первую очередь необходимо для хорошего усвоения пищи, так как малыш растет очень быстро, ему требуются минеральные вещества, витамины, белки, жиры, углеводы.
При хорошем прожевывании еды витамины и микроэлементы быстрее всасываются в кровь через стенки кишки.
Другие функции:
• Своевременное обучение акту жевания стимулирует навык глотания, предупреждает поперхивание во время еды после 1,5-2 лет.
• Предотвращение развития заболеваний органов пищеварительного тракта за счет адекватного измельчения пищи.
• Активация речевого центра, развитие артикуляционных мышц, стимуляция центра речи, предупреждение отставания речевого развития.
• Поддержание пищевого интереса, формирование вкусовых пристрастий.
• Предотвращение стоматологических болезней.
При своевременном начале обучения младенец нормально развивается, быстрее растет.
Причины трудностей в обучении
Есть ряд детей, которые не могут научиться жевать.
К основным причинам позднего развития жевательной функции относят:
• Позднее введение прикормов: своевременное введение прикормов готовит младенца к более грубой пище, тренирует мускулатуру языка, щек, формирует акт глотания.
• Длительное употребление ребенком еды с пюреобразной консистенцией: происходит из-за удобства использования покупных баночек, страха родителей, что малыш поперхнется, подавится.
• Длительное кормление кашами через бутылку, а не из ложки: тормозит развитие рефлекса к жеванию и глотанию.
• Гиперактивность грудничка: малыш не может сидеть спокойно во время трапезы, накормить из ложки в этом случае сложно.
• Отказ от еды и насильственное кормление.
• Отсутствие желания родителей кормить грудничка из ложки, перемалывать еду блендером, мять вилкой, так как эти манипуляции занимают много времени.
Все эти мероприятия замедляют формирование жевательной функции.
Последствия несформированной жевательной функции
При несформированном жевательном рефлексе малыш плохо пережевывает еду. При этом всасывание микроэлементов и витаминов затрудняется.
Плохо измельченная еда способна повредить стенки пищеварительного тракта.
На переваривание крупных кусков требуется больше ферментных веществ, что приводит к перегрузке пищеварительных желез.
Во время акта жевания зубы нагружаются, что укрепляет пародонт (десны, корни зубов). Если малыш не жует еду, у него может развиться болезнь пародонта, кариес, выпадение зубов.
Полезные советы мамочкам: ПИТАНИЕ И НЕ ТОЛЬКО ПО МЕСЯЦАМ
Жевание тренирует мускулатуру, которая участвует в артикуляции (произношении речи).
При отсутствии полноценной жевательной функции возможна задержка речи. Дети начинают позже говорить, пропускать и заменять буквы, нечетко проговаривать слова.
Если жевательная функция не развита, у ребенка в приоритете сохраняется пюреобразная консистенция блюд. Это затрудняет дальнейшее обучение навыку.
Как научить ребенка жевать пищу
Чтобы научить грудничка жевательному навыку, следует подавать пример. Все члены семьи должны показывать, как нужно пережевывать еду.
При этом ребенку можно выдать кусочек хлеба, перемолотый вилкой картофель, тушеные овощи и другие виды продуктов.
Чтобы вызвать интерес к еде, рекомендуется садиться за стол всей семьей, не позвав малыша.
При громких разговорах о еде младенца заинтересует процесс приема пищи, он придет к столу сам.Нельзя торопиться усаживать грудничка за стол, чтобы интерес разыгрался еще больше.
Другие моменты обучения:
• Своевременное введение прикормов (сроки 4-6 месяцев).
• После введения новой пищи пюреобразную консистенцию (4-7 мес.) постепенно меняют на кашицу с более крупными частичками пищи (7 мес.), далее просто измельчают еду вилкой (к 8-9-месячному возрасту).
• К 11-12-месячному возрасту допускается предлагать младенцу твердую пищу. Блюдо в виде пюре дают отдельно от продуктов кусочками. Иначе ребенок выберет пюре, а не твердую еду.
Во время употребления твердой пищи малыш должен быть под присмотром, но не под пристальным надзором.
Чрезмерное внимание отталкивает малыша от еды. Не следует бояться, что грудничок подавится, так как малыш чувствует страх родителей.
Нормы потребления по возрасту
4-6 мес. | Пюреобразная консистенция или с крупинками по 0.3 мм в диаметре |
8-9 мес. | Пюреобразная консистенция с частичками по 1.5 мм |
9-12 мес. | До 3 мм |
12-24 мес. | Кусочки для глотания и прожевывания |
На начальном этапе можно заворачивать кусочек пищи в марлевую тряпочку, дать младенцу.
Этот способ поможет натренировать мускулатуру. Для тренировки используют прорезыватели, сушки (большого размера).
Существует также современное приспособление «Ниблер». Он выглядит как ситечко. В сетку помещается кусок овоща или фрукта.
Малыш держит ситечко за ручку, пытается жевать. Крупные куски в рот не попадают.
После того как кусочек совсем смялся и измельчился, можно промыть ситечко, ошпарить, поместить туда другой кусок.
Продукты для тренировки жевания без приспособлений следует использовать те, которые младенец любит.
Это может быть яблоко, картофель, соломка, печенье, макароны, морковь, груша, кусочек котлетки и другие.
Для развития мускулатуры рекомендуется проводить массаж языка. Он помогает снижению выраженности рвотного рефлекса, улучшает работу язычных мышц.
Массажная процедура проводится в первый месяц обучения. Учить младенца рекомендуется в форме игры.При успешном выполнении задания обязательно следует хвалить грудничка. Полезные советы:
• Не следует давать очень большие куски. Их неудобно держать и кусать.
• На тарелку продукты кусочками следует укладывать понемногу. Если малыш все съел, можно положить еще немного. Добавлять новую порцию следует только после того, когда он прожует предыдущую.
• Обязательно проводить гимнастику по развитию артикуляции. Занятия повышают силу мускулатуры челюстно-лицевого аппарата.
При соблюдении этих правил ребенок быстрее научится пережевывать кусочки продуктов.
Процесс обучения жевательной функции достаточно длительный. При своевременной и постепенной смене консистенции пищи грудничок не заметит, как научится жевать.
Вся информация, размещенная на сайте, носит информативно – ознакомительный характер и не может быть использована для самолечения. Приобретя конкретные прикладные знания не экспериментируйте со здоровьем ребенка. При появлении симптомов заболевания необходима непосредственная помощь специалиста. Никогда не принимайте решений без обсуждения вопроса с врачом — консультация педиатра обязательна! |