Лечение Дизартрии У Детей В Домашних Условиях
Дизартрия у ребенка — полный список действий
Ваш сын или дочь плохо разговаривают. Врач говорит вам, что у ребёнка дизартрия. Стоит ли всегда безоговорочно доверять докторам и их диагнозам. И может ли родитель самостоятельно выявить у ребёнка, такое сложное речевое нарушение, как дизартрия. Давайте подробно разберём эти и другие вопросы в данной статье.
А тот ли диагноз?
Почему я решила начать данную статью с вопроса о том, стоит ли доверять всем врачам, которые ставят диагноз дизартрия. В своей практике, мне часто приходится видеть его, в заключениях неврологов и психиатров. Однако, обследовав некоторых детей, с подобным заключением, я, мягко говоря, приходила в недоумение, почему доктор поставил такой диагноз.
Однажды, я оказалась в кабинете у детского невролога и увидела, как доктор поставил диагноз дизартрия ребёнку, которому задал всего два вопроса: «Как тебя зовут?» и «Сколько тебе лет?». И тогда, мне всё стало понятно. Бумага она всё стерпит, а что станут делать родители малыша, которому поставили подобный диагноз, как и отчего будут его лечить, доктора, видимо, не слишком тревожило.
Существуют специальные тесты, о которых я расскажу ниже, с помощью которых можно диагностировать дизартрию. Да, они занимают время, но после их проведения, вы будете знать, есть у ребёнка дизартрия или нет.
Подвижность речевых органов
При дизартрии ребёнок не может в полном объёме совершать движения, необходимые для речи. Это приводит к нарушению звукопроизношения. В лёгких случаях, это могут быть искажения отдельных звуков, «смазанная речь». В более тяжелых, наблюдаются искажения, пропуски и замены звуков, нарушается темп, выразительность.
При дизартрии могут иметь место параличи и парезы органов артикуляции. Речь становится малопонятной, вплоть до её отсутствия из-за полного паралича речедвигательных мышц (анартрия).
Часто дизартрия встречается у детей с ДЦП.
Причинами возникновения дизартрии могут быть:
- отклонения во внутриутробном развитии (токсикозы, гипертония (повышенное давление) нефропатия во время беременности и др.;
- инфекционные заболевания (ОРВИ, Грипп, и пр.) перенесенные во время беременности асфиксия новорожденных;
- стремительные или затяжные роды;
- длительный безводный период;
- механическое родовспоможение (щипцы, вакуум).
В первый год жизни такие дети наблюдаются у невролога, им назначаются медикаментозное лечение и массаж.
В диагнозе до года стоит ПЭП (перинатальная энцефалопатия). А после года диагноз либо снимают, либо ставят ММД (минимальная мозговая дисфункция).
Как определить, есть у ребёнка дизартрия или нет
Для определения наличия или отсутствия у ребёнка дизартрии используют специальные тесты.
Попробуйте самостоятельно провести с ребёнком тестовые задания.
Тестовые задания для проверки подвижности речевых органов
Все задания необходимо делать перед зеркалом. Взрослый показывает движения, а ребёнок повторяет. С первого раза он может не понять, как это делать. Поэтому прежде чем сделать выводы, повторите упражнение несколько раз.
- Ребёнок губами поочередно делает улыбку, а затем трубочку. Зубы сомкнуты, подбородок неподвижный. Работают только губы.
- Необходимо высунуть язык изо рта, а затем убрать его обратно.
- Нужно приоткрыть рот и положить широкий, распластанный язык на нижнюю губу. Можно, сказать ребёнку: «Язычок спит, укрывшись одеялом. Давай дадим ему спокойно поспать». Необходимо 5-6 секунд удерживать его в неподвижном состоянии.
- Широко открываем и закрываем рот, «шлёпая» губами.
- «Шлёпнув» губами открываем рот, затем его закрываем и делаем трубочку. Повторяем несколько раз в той же последовательности.
- Рот открыт, кончик языка касается уголков рта. Упражнение «Часики». Имитируем маятник часов.
Результаты:
- Если все упражнения ребёнок выполняет без каких-либо затруднений, пусть даже не с первой попытки, то дизартрии у него нет.
- Вы обнаружили нарушения подвижности речевых органов по таким признакам как:
- Асимметричная работа мышц. Высунутый язык отклоняется вправо или влево от средней линии. Улыбка также смещается в сторону.
- Невозможность выполнения отдельных движений. У ребёнка совсем не получается сделать какое-то движение. Не может дотянуться кончиком языка до уголков рта. Или только одного уголка.
- Чрезмерная амплитуда при выполнении движений. Ребёнок хочет коснуться верхних зубов, но слишком сильно высовывает язык изо рта, доставая при этом до верхней губы.
- Неоправданные синхронные движения речевых органов. Делая одно движение, ребенок неосознанно делает и другое. Например, при совершении движений языком вправо-влево, нижняя челюсть повторяет движения языка.
- Нарушения тонуса мышц. Наблюдается излишние напряжение мышц языка и губ. Или противоположный вариант, когда мышцы очень вялы.
- Назализация голоса. Вы слышите, что ребёнок говорит в нос.
- Общая моторная неловкость. Наблюдается ограничение активных движений. Они неустойчиво стоят на одной ноге, не могут попрыгать, пройти по «мостику» и т. д. Трудно переключаются с одного движения на другое.
- Плохо развита мелкая моторика рук. Дети долгое время не могут самостоятельно одеваться. На занятиях по рисованию плохо держат карандаш, руки бывают напряжены. Особенно заметна моторная неловкость рук на занятиях по аппликации и с пластилином.
У детей школьного возраста в 1 ом классе отмечаются трудности при овладении графическими навыками (у некоторых наблюдается «зеркальное письмо», замена букв, гласных, окончаний слов, плохой почерк, медленный темп письма и др.).
Большинство из перечисленных выше признаков, указывают на дизартрию средней степени тяжести.
Признаки лёгкой формы дизартрии:
- Ребёнок не может сразу найти нужную позу для органов артикуляции.
- Удержать без изменений в течение 5-6 секунд.
- Переключиться с выполнения одного движения на другое крайне сложно.
- Нарушения почти незаметны. Их легко спутать с плохой координацией и неумением выполнять двигательные упражнения по образцу.
Что делать родителям, если у ребёнка дизартрия
В зависимости от степени тяжести дизартрии, можно предпринять следующие действия:
Дизартрия средней степени тяжести.
- Показать ребёнка неврологу и логопеду, владеющему техникой логопедического массажа.
- Если водить к логопеду возможности нет, самостоятельно дома делать элементы логопедического массажа и комплекс артикуляционной гимнастики.
- Формировать правильное речевое дыхание с помощью специальных игр и упражнений.
- Развивать мелкую моторику. Это могут быть пазлы, лепка из пластилина, конструкторы LEGO, другие игры и занятия. Также, для развития мелкой моторики, применяют нетрадиционные методы воздействия, такие как Су-Джок терапия. Подробнее об этом, вы можете узнать, прочитав мою статью: «Секреты Су-Джок терапии для развития речи детей».
- Займитесь общим укреплением организма малыша.
Лечебная гимнастика, закаливание и другие мероприятия для укрепления здоровья.
Дизартрия лёгкой степени тяжести.
- Показать ребёнка врачу неврологу.
- Записать на занятия к логопеду.
- Если возможности нет, посещать логопедические занятия, то самостоятельно дома с ребёнком делать артикуляционную гимнастику.
- Развивать мелкую моторику.
- Работать над развитием правильного речевого дыхания.
Логопедический массаж
В логопедической практике используют несколько видов массажа:
- Массаж, основанный на приёмах классического (укрепляющий или расслабляющий);
- Точечный;
- Зондовый;
- Аппаратный;
- Самомассаж.
В задачи входит: нормализация тонуса мышц, ликвидация асимметрии лица; сокращение периода постановки, автоматизации и дифференциации звуков.
Логопедический массаж, в полном объёме, должен делать логопед, прошедший специальные курсы. Некоторые элементы которого, а также самомассаж, родители, вместе с ребёнком, могут делать дома самостоятельно.
Массаж очень эффективный метод при многих артикуляционных расстройствах. Таких как: дизартрия, некоторые формы дислалии, ринолалии. Он оказывает благоприятное воздействие на мышечный тонус, координацию тонких артикуляционных движений.
Перед проведением массажа, важно определить тонус мышц речевого аппарата. Он может быть повышенным (гипертонус) или пониженным (гипотонус).
Как определить, какой тонус мышц артикуляционного аппарата у вашего ребёнка
Для точного определения лучше, конечно, обратиться к специалисту: логопеду или неврологу.
Если возможности проконсультироваться со специалистами нет, тогда можно попробовать самостоятельно это сделать. Вот некоторые рекомендации к проведению обследования:
- Ребёнок должен находиться в положении лёжа, так мышцы наиболее расслаблены. Под шею положить небольшую подушечку, валик.
- Здоровые мышцы мягкие, упругие, эластичные. Когда вы дотрагиваетесь до них, ребёнок не чувствует дискомфорт.
- Мышцы напряжённые, плотные, пассивные движения даются с трудом. Все эти признаки говорят о повышенном мышечном тонусе (гипертонусе).
- Мышцы вялые, дряблые, иногда наблюдается повышенное слюнотечение. Эти признаки указывают на пониженный тонус (гипотонус).
- Поражение мышц может наблюдаться, только с одной стороны. Язык, челюсть, губы отклоняются в одну сторону. Массаж, в данном случае, начинать нужно с той стороны, где мышцы в нормальном тонусе.
Если вы определили, что у вашего ребёнка мышечный тонус понижен, тогда вам необходим тонизирующий (стимулирующий) массаж.
Если тонус повышен, тогда нужен расслабляющий (тормозящий) массаж.
Противопоказания к логопедическому массажу
- Массаж нельзя проводить после еды;
- Кожные заболевания – грибковые, гнойничковые, герпес, трещины, гематомы;
- Инфекционные: ангина, острые лихорадочные состояния, детские инфекции;
- Стоматологические: стоматиты, любые операционные вмешательства, удаление или выпадения зубов.
Лучше, если вы запишете ребёнка к логопеду, который прошёл курсы логопедического массажа. Специалист определит мышечный тонус, проведёт курс массажа, работу по развитию речевого дыхания, мелкой моторики, фонематического слуха. Поработает над звуковой стороной речи.
Такая работа всегда бывает многозадачной и логопед точно знает, как её организовать правильно.
Если возможности обратиться к специалисту у вас нет, тогда вы можете попытаться организовать логопедические занятия, включающие элементы логопедического массажа, дома.
В комплексной системе коррекционных мероприятий массаж предваряет артикуляционную, дыхательную и ую гимнастику.
Скачать полный комплекс логопедического массажа вы можете во вкладке «Материалы для скачивания».
Работа над звукопроизношением при дизартрии
При нарушениях звукопроизношения нескольких звуков важна последовательность в работе. В первую очередь нужно начинать со звуков, артикуляция которых наиболее легко даётся вашему ребёнку. Или это могут быть звуки, которые он в пассивной речи произносит неправильно, а повторяя за вами (отражённо) – правильно.
Перед вызыванием и постановкой звуков важно добиться их различения на слух. Необходима тренировка слухового восприятия. Ребёнок должен научиться слушать самого себя, улавливать разницу между своим произношением и нормализованным звуком.
Существует несколько приёмов постановки звуков при дизартрии. Наиболее распространённым является метод, когда языку и губам ребёнка придаётся необходимая позиция для того или иного звука.
Используются зонды, плоские пластинки для языка и целый ряд других приспособлений. Внимание ребёнка привлекается к ощущению положений.Затем он выполняет движения самостоятельно при некоторой помощи взрослого или без неё.
Для автоматизации звуков используется приём одновременного проговаривания и моторного действия. Например, письмо и говорение или говорение и хлопки в ладоши, постукивание ногой.
Затем новый звук закрепляется в слогах, словах и предложениях. Переходя от простых упражнений к более трудным, убыстряя темп упражнений.
Заключение
От родителей ребёнка, у которого поставлен диагноз дизартрия, требуется большая самоотдача.
Ранняя диагностика, длительная логопедическая работа, медицинское наблюдение и лечение, вот далеко не полный список мероприятий, проводимых при дизартрии. Родители, которые в полной мере участвуют в этой работе, помогают своим детям справиться с данной проблемой в разы быстрее и эффективнее.
Лечение дизартрии в домашних условиях
Слух и зрение даны человеку природой с самого рождения, но некоторые навыки и умения требуют развития и практики. В процессе познавания речи ошибки естественны, но если малыш со временем так и не научился говорить правильно – есть повод забить тревогу.
Дизартрия – заболевание неврологического характера, обусловленная нарушением функций речевого аппарата.
Лечение дизартрии в домашних условиях
Симптоматика дизартрии
Болезнь имеет сложную классификацию. Врачи выделяют три этапа развития заболевания, но симптомы для них едины:
- неспособность ребенка четко и правильно проговаривать слова;
- проглатывание и каверканье слогов;
- затруднение речи в целом;
- закрепощение лицевых мышц;
- нарушенная мимика;
- изменение тональности голоса в процессе воспроизведения речи;
- затрудненная моторика пальцев и кистей;
- неспособность пользоваться элементарными предметами — ложкой, ручкой и т.д.;
- ребенок испытывает сложности в обычных манипуляциях (завязывание шнурков, застегивание одежных молний и пуговиц).Симптоматика дизартрии
Причины развития
Дизартрия – болезнь нервной системы. Поэтому первопричины к возникновению заболевания чаще всего кроются во внутриутробном развитии плода:
- гипоксия плода;
- сложная беременность;
- трудные и затяжные роды, а также послеродовые осложнения, или слишком стремительные;
- тяжелые инфекционные заболевания, перенесенные матерью во время беременности;
- врожденные патологии ЦНС;
- поражения головного мозга при подах или в процессе развития плода.Дизартрия – болезнь нервной системы. Поэтому первопричины к возникновению заболевания чаще всего кроются во внутриутробном развитии плода
Однако дисфункция речевого аппарата могут быть связана и с инфекционными заболеваниями, перенесенными ребенком, а также с психологическими травмами.
Лечение в домашних условиях
Дизартрия излечивается целым комплексом мероприятий, направленных на восполнение в организме витаминов, минеральных веществ, а также на укрепление лицевых мышц и развитие речи.
Массаж
Процедура масса призвана вернуть тонус и уменьшить атрофия мышц, отвечающих за речевые функции. Продолжительность массажа должна составлять не менее 15—20 минут ежевечерне.
Основные приемы массажа лица:
- пощипывание;
- поглаживание;
- прикусывание зубами с внутренней стороны;
- массаж неба большим пальцем;
- массирование губ пальцами.Основные приемы массажа лица
Все движения осуществляются на губах, щеках, подбородке и нижней челюсти в разных направлениях: по и против часовой стрелки, вверх—вниз, вправо—влево.
Массаж можно проводить перед зеркалом, поставив ребенка к нему лицом и встав у него за спиной. Важно проговаривать все свои действия (можно свести массаж к легкой игре). А после попросить малыша повторить все самому. Полезным будет приучить ребенка самостоятельно делать легкие массирования лицевых мышц каждое утро во время умывания.
Специальная гимнастика лицевых мышц
Для одного из упражнений понадобится зеркало. Как и во время массажа нужно встать за спиной у малыша, лицом к зеркалу, и, медленно проговаривая простые слова, попросить ребенка смотреть на положением ваших губ в зеркале.
Затем малыш сам должен произнести это слово, смотря уже на свое отражение. Во время упражнения можно заучивать не слишком трудные детские стихи, это будет развивать память ребенка. Уже выученные стихи следует периодически повторять – это поможет ребенку закрепить уясненные навыки.
Упражнение может даваться с трудом, так как звука довольно дольно поддаются заучиванию.
На счет «раз» ребенок открывает рот и удерживает его в таком положении до счета «пять». С «шести» до «десяти» рот должен быть закрыт. Снова начинается отсчет, и малышу нужно пять секунд держать рот полуоткрытым, а на следующие пять секунд – опять закрыть. Так повторить десять раз.
[block id=»1″]С силой надувать и сдувать щеки около 30 секунд. Чтобы ребенку было интересней можно надувать разноцветный воздушный шарик.
Втянуть щеки вовнутрь. Задержать положение на 10—15 секунд.
Попросить малыша широко «зевнуть», максимально открывая рот. Сделать паузу и еще раз повторить.
Поочередно открывать и закрывать рот, цокая языком и прищелкивая зубами.
Упражнения для губ
- Вытянув губы вперед трубочкой, ребенок в течение 20—25 секунд должен произносить букву «у» или слог «ту», имитируя звуки паровоза, или выдувать мыльные пузыри.
- Попросить ребенка показать оскал злой собаки и порычать.
- Не показывая зубы, растянуть губы наподобие улыбки, и задержать мышцы лица в фиксированном положении на 15—20 секунд.
Изобразить воздушный поцелуй.
- Чередовать в течение минуты третье и четвертое упражнение.
- Поиграть с ребенком в игру. Вы называет животное, а малыш должен показать характерный для него звук. Например, кошка – «мяу», корова — «муу». Если какие—то звуки ребенку неизвестны, то следует их подсказать.
Помимо животных можно имитировать звуки машин, или профессий (кучер — «тпру»).
Гимнастика языка
Следующие упражнения выполняются по 20—30 секунд.
- Открыть рот и как можно дальше высунуть язык.
- Попытаться дотянуться языком до кончика носа (без помощи рук).
- Не размыкая губ, попеременно толкать языком изнутри то одну, то другую щеку. Щеки не раздувать!
- Не открывая рта обвести языком зубы с обеих сторон, внутреннюю сторону щек и верхнее небо.
- Попросить ребенка громко поцокать языком. При выполнении упражнения пот приоткрыть, положение челюстей неизменно.
Рот закрыт. Упереть сложенный трубочкой язык в передние резцы, приоткрыть рот и высунуть язык. Повторить.
Общие упражнения
Попросить ребенка прикусить зубами носовой платок. Взрослые без излишней силы должен тянуть платок на себя, а ребенок — удерживать во рту. Упражнение можно чередовать в другими из гимнастического курса.
Аналогично предыдущему упражнению выполняется следующее, только вместо платка беретка леденец на палочке (чупа—чупс). Смысл упражнения в том, что по мере рассасывания конфетки удерживать его во рту будет все сложнее.
Кроме того обычные леденцы тоже могут быть полезны, если перекатывать их во рту при помощи языка.
Обычные леденцы тоже могут быть полезны, если перекатывать их во рту при помощи языка
Любимым вареньем ребенка по очереди мазать губы, уголки рта, весь рот целиком и просить малыша облизнуть лакомство.
Во время массажа и упражнений ребенку должно быть удобно и комфортно. Не стоит повышать голос, если ему что—то сложно выполнить. Часто дети расстраиваются, когда им что—то не удается. В этом случае родители должны помочь и заинтересовать малыша.
Лечебные упражнения нужно проводить 2—3 раза в день. Однако, если ребенок плохо себя чувствует, у него болит живот или голова, обнаружилась простуда – занятия не проводятся.
Развитие моторики
Педиатрами доказано, что в раннем возрасте функции речевого аппарата тесно связаны с моторикой пальцев.
Для развития моторики полезно собирать паззлы, конструкторы, кубики. Известная всем мозаика — еще одно хорошее средство.
Для развития моторики полезно собирать паззлы, конструкторы, кубики
Ссыпать в миску разноцветные пуговицы или стеклянные шарики, перемешать и попросить ребенка разложить их на столе в кучки по размеру (маленькие, средние, большие) или по цветам. Предметы не должны быть слишком мелкими, поэтому горошины и маленькие бусины не подойдут.
Регулярно давать ребенку лепить из пластилина или глины. Особое внимание следует уделять сложным предметам, требующим изготовления многих деталей (домики из бревен, цветы с листиками (ромашка), различные зверята).Регулярно давать ребенку лепить из пластилина или глины
Взять большую углу и длинную нитку и предложить ребенку нанизать бусины на нить, для детей более младшего возраста можно предложить такой вариант – собрать на шнурок макароны с большим отверстием.
Рассыпать на столе коробок спичек и попросить ребенка сложить из них какой—нибудь рисунок, фигуры или буквы алфавита. Можно проговаривать полученные картинки.
Для выполнения этого упражнения понадобится большое количество мелких предметов, которые нужно поставить в миске перед малышом и попросить его поочередно правой и левой рукой выкладывать вещи на стол.
Заготовить два листка и одинаковым набором опорных точек для идентичных фигур. На одном листке точки соединить и использовать как образец, а на втором попросить ребенка сделать то же самое.
Нарисовать для малыша на листе бумаги различные фигуры и попросить закрасить их различными способами и цветами. Например, круг – красный, квадрат – заштрихованный.
Полезными свойствами обладают и обычные раскрашивания специальных заготовок (раскрашек).
Полезными свойствами обладают и обычные раскрашивания специальных заготовок (раскрашек)
Хороший эффект в развитии моторики дает рисование по готовым трафаретам.
Положить в непрозрачный тканевый мешок различные предметы, предложив ребенку не вытаскивая вещь оттуда, на ощупь опознать предмет из мешка.Вырезать из картона букву алфавита и разрезав ее на части, попросить ребенка собрать все в изначальное положение и назвать букву. Задание можно усложнить, если из различных цветов картона вырезать несколько букв и перемешать части между собой. Важно не мельчить – буквы должны быть среднего размера и обязательно печатные.
Гимнастика для пальцев и рук
Выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
- Аккуратные растирания ладошки с тыльной и внутренней стороны.
- Разминание пальчиков, чередующееся с их поглаживанием.
- Нежное массирование каждого пальца по кругу.
- Выполнение присказки про «сороку—белобоку».
- Воронкообразные движения большого пальца по кругу, а затем вверх и вниз.
- Сжимание в кулак всех пальчиков сразу и одновременное распрямление кулака.
- Круговые движения кисти с запястном суставе.
- Растирание и массаж каждой фаланги всех пальцев, включая межпальцевое пространство.
- Соединение идентичных пальцев на ладонях – мизинец правой руки прислонить подушечкой к мизинцу левой и т.д. Упражнение проводить, держа руку на весу.
Геометрия на пальцах
Существует множество фигур, которые можно показать на пальцах. Например, можно попросить показать ребенка домик (или шалаш), лодку, стул, зайчика или козу, очки.
Нарушения функций речевого аппарата, вовремя исправленные в детстве, не оказывают влияния на последующую взрослую жизнь.
Но дизартрия сама по себе не излечивается, часто курс лечения требует выдержки и терпения прежде всего от родителей. Очень важно не допустить у ребенка развития комплексов и не дать ему в так называемый язык жестов.
Общение в семье и ос сверстниками играет немаловажную роль в преодолении речевых барьеров.
– Коррекция произношения при дизартрии
Проявления дизартрии в детском возрасте, диагностические и лечебные мероприятия
Дизартрия у детей является относительно распространенной патологией произносительной способности речи, которая нарушена по причине плохой иннервации мускулатуры артикуляционного аппарата.
Заболевание может характеризоваться изменениями моторной и дыхательной функции речи, патологией воспроизведения звуков, искажением голоса.
В тяжелых случаях у пациентов отмечается отсутствие речевой функции.
При обнаружении дизартрической симптоматики больному показана консультация невролога и логопеда. Невролог направляет на дополнительные методы исследования (ЭЭГ, МРТ, ЭНМГ и другие).
Логопед оценивает состояние устной и письменной речи.
Терапия болезни включает коррекцию речевых нарушений, лечебные мероприятия (медикаменты, массаж, лечебная физкультура), гимнастику для тренировки органов артикуляции, логопедические массажные манипуляции.
Понятие дизартрии, этиологические причины, разновидности патологии
Дизартрия – это изменение речевой функции, которое сопровождается неправильной работой артикуляционного аппарата, изменением голоса, ритмичности речи, интонации, дыхания. При этой патологии возникает повреждение мозга, вызывающее нарушение психофизических процессов в нейронах, что ведет к плохой иннервации мышц артикуляции.
Дизартрия в МКБ имеет код R47.1. Распространенность болезни у детей в среднем 5-6%, но постепенно отмечается увеличение частоты встречаемости, особенно в последние несколько лет. У пациентов с детским церебральным параличом дизартрические нарушения диагностируют в 70-85%.
Дизартрия возникает по причине поражения головного мозга.
Повреждение мозговой ткани провоцируют токсикозы во время вынашивания плода, особенно в третьем триместре, дефицит кровотока матки, несовпадение резус-фактора у матери и малыша, хронические болезни беременной, травмы, аспирация околоплодными водами, обвитие пуповиной, желтушный синдром, роды раньше срока. Дизартрия часто встречается при детском церебральном параличе. Чем тяжелее двигательные нарушения у пациентов с ДЦП, тем сильнее выражены дизартрические проявления.
Дизартрические нарушения иногда провоцируют воспалительные и инфекционные болезни головного мозга: менингит, энцефалит.
Также патологию речевой функции вызывают рассеянный склероз, болезнь Паркинсона, миастения, нейросифилис, олигофрения, миотония и другие.У малышей дизартрические изменения возникают по причине перенесенного отита, гидроцефального (гидроцефалия) или интоксикационного синдрома, травмы мозга.
Существует классификация, которая была создана для неврологов и логопедов. Она составлена по локализационному и синдромологическому принципу.
Классификация в неврологии (пять разновидностей патологии):
- Бульбарная.
- Псевдобульбарная.
- Экстрапирамидная (подкорковая).
- Мозжечковая.
- Корковая.
Бульбарная разновидность болезни спровоцирована повреждением ядер черепно-мозговых нервов, а именно языкоглоточного, подъязычного, блуждающего. Псевдобульбарная – обусловлена повреждением корково-ядерных проводящих путей.
Экстрапирамидный вид возникает по причине повреждения подкорковых ядер. При мозжечковой разновидности заболевания поражены структуры мозжечка и его проводящие волокна.
Корковая форма спровоцирована очагами повреждения коры мозга.
При ДЦП различают следующие разновидности болезни:
- спастико-ригидная;
- спастико-паретическая;
- гиперкинетическая;
- атактическая;
- атактико-гиперкинетическая.
В логопедии разграничивают четыре степени дизартрических нарушений. Они отличаются степенью выраженности речевых нарушений. Классификация позволяет оценить состояние пациента, поставить диагноз, определиться с планом коррекции речи.
Степень дизартрических нарушений | Описание |
1 (стертая дизартрия) | Нарушения звукопроизношения определяются только логопедом во время специфического обследования.Изменения минимальные, поэтому не заметны для окружающих. |
2 | Патологию речи могут услышать окружающие, но при этом речь понятна. |
3 | Понимают речь только родственники и друзья пациента, посторонние люди испытывают затруднение в разборе речи. |
4 | Речевая функция отсутствует или не понятна для родственников. |
Клинические проявления болезни
Речь больных дизартрией невнятна, звуки произносятся нечетко. Невнятность вызвана плохим проведением нервных импульсов к органам артикуляции. Из-за этого у больного выявляются как речевые, так и неречевые изменения.
Патология моторной функции органов речи провоцирует сильный спазм, сниженный тонус или дистонию мышц артикуляции. Из-за спазма мускулатуры у больного возникает полное смыкание губ, недостаточность движений артикуляции.
Если наблюдается гипотония мускулатуры, то язык располагается на дне ротовой полости, губы разомкнуты, рот немного открыт. У больного можно увидеть сильное слюнотечение. Так как парализована мускулатура мягкого неба, пациент говорит в нос.
При наличии мышечной дистонии во время речи слабый тонус мускулатуры сменяется повышенным.
Патология звукопроизношения может иметь различную степень клинических проявлений. Дизартрия у детей с нормальным психофизическим развитием проявляется единичными нарушениями воспроизведения звуков.
Тяжелые степени болезни сопровождаются неправильным воспроизведением звуковых единиц, их пропусками или заменами; разговор дошкольника или школьника непонятный, медленный. Пациент с более тяжелой формой патологии не хочет много разговаривать, так как испытывает дискомфорт во время речи.
А когда у больного имеется тяжелая (4) степень дизартрии, он вообще не может говорить.
https://www.youtube.com/watch?v=YtHuL1Jrcvs
Характерными симптомами дизартрических нарушений считаются стойкость изменений, трудность их коррекции. Для купирования проявлений неправильной речи нужно длительное лечение и занятия с логопедом.
У больного изменены практически все звуковые единицы, даже гласные звуки, отмечается межзубное и боковое воспроизведение шипящих и свистящих.
Пациенты часто произносят звуки более звонко или слишком мягко (твердые согласные).
Характерным признаком патологии считается изменение дыхания во время разговора. У больных более продолжительный выдох, дыхательные движения учащены, часто прерываются. Голос звучит тихо, угасает по мере разговора. Пациент говорит без интонации.У больных нарушено слуховое восприятие, анализ и синтезирование звуков. Словарный запас недостаточно сформирован, нет грамотности речи. Во время логопедического обследования диагностируется общее и фонематическое недоразвитие речи, нарушение письма.
Проявления клинических форм патологии
При бульбарной разновидности болезни отмечается нарушение сосания, жевания, отсутствие мимики, рефлексов, нарушение глотательной функции, повышение отделения слюны, низкий тонус органов артикуляции. Движения во время речи сильно упрощены, речь невнятная. Звуки при разговоре не различимы друг от друга, имеется назальный оттенок при воспроизведении звуков.
Псевдобульбарная разновидность патологии характеризуется парезом и избыточной сократительной активностью мускулатуры. Выявить заболевание можно по изменению двигательной активности языка. Больной не может поднять кончик языка вверх, направить в стороны, зафиксировать в одном положении.
Пациенты часто не способны переключиться с одного звука на другой. Отмечается нарушение содружественных и произвольных движений мышц артикуляции. В тяжелых случаях наблюдается повышенное образование слюны, патология глотания. Речь непонятная, в разговоре слышен носовой оттенок.
Больной не может нормально воспроизвести сонорные, свистящие и шипящие звуковые единицы.
Подкорковая форма патологии отличается наличием непроизвольных сокращений мускулатуры органов артикуляции. Гиперкинезы появляются вне речевой активности, усиливаются во время разговора, что приводит к спазму мышц.
У больных изменен и ослаблен голос, возможны гортанные выкрики, быстрый или медленный темп речи, наблюдается заикание.
Подкорковая форма может диагностироваться одновременно с другими разновидностями дизартрических нарушений.
Мозжечковая разновидность характеризуется патологией работы артикуляционного аппарата, тремором языка, выкриками, толчкообразной речью. Больной скандирует речь – «рубит» слова и предложения.Разговаривает медленно и непонятно. Звуки, которые образуются за счет передней части языка и губ, произносятся неправильно.
Сопутствуют речевым нарушениям шаткая походка, плохое равновесие, неловкость во время двигательной активности.
Корковая форма болезни проявляется изменением произвольных артикуляционных движений. У пациента нарушено дыхание во время разговора, изменен голос. Он не может нормально писать, читать, понимать речь на слух.
Диагностические мероприятия
Диагностические мероприятия начинаются с обследования у невролога и логопеда. Дальнейшее ведение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) осуществляется этими же специалистами. Больного сначала направляют к неврологу. Он проводит осмотр, осуществляет сбор анамнестических данных, проводит дополнительное обследование.
Дополнительные способы диагностики:
- Электроэнцефалография.
- Электронейромиография.
- Магнитно-резонансная томография и другие методики.
После полного неврологического исследования специалист ставит диагноз и направляет на осмотр к логопеду. Логопед проводит специальное обследование, которое включает оценку работы органов артикуляции, мимики, дыхания во время разговора.
Он изучает анамнестические данные пациента, особенно этап развития речевой функции (характер воспроизведения звуков, темп и ясность речи). Если больной умеет писать, логопед оценивает характер письма.
По результатам исследования специалист пишет логопедическое заключение.
Лечебные мероприятия
У детей лечение дизартрии осуществляется как неврологом, так и логопедом. После проведенного обследования невролог назначает лекарственную терапию.
Больному показаны препараты, снимающие спазм мускулатуры, а также лекарства, улучшающие иннервацию мышц. После или во время курса терапии пациенту показаны логопедические занятия.
Реабилитация также включает физиотерапевтические методики лечения.
Физиотерапия при дизартрических проявлениях:
- Точечные, сегментарно-рефлекторные массажные процедуры.
- Акупрессура, лечебная физкультура.
- Механотерапия.
- Иглорефлексотерапия.
- Гирудотерапия.
Помимо этих методов, ребенку рекомендуют дельфинотерапию, сенсотерапию, изотерапию, лечение песком и другие. Они проводятся вместе с логопедическими занятиями, позволяют успокоить ребенка, создать благоприятную атмосферу. Работа с пациентом проходит в детских садах (ДОУ), в условиях школы, кабинете логопеда. Лечиться можно и в домашних условиях. Дома с малышом должны заниматься родители.
Логопедические занятия с дошкольниками направлены на улучшение мелкой моторики. Для этого активно применяют пальчиковую гимнастику. На занятиях также развивают работу артикуляционных органов, что достигается регулярным использованием логопедического массажа и тренировкой речи и мимики.
Активно осуществляют тренировку речевого дыхания путем проведения дыхательной гимнастики. Важно скорректировать тембр и силу голоса. Для этого делают специальные ортофонические упражнения.
Занятия направлены на улучшение звукопроизношения. Так как многие дети говорят без выражения, логопед учит ребенка использовать интонацию. Специалист старается довести воспроизведение звуков до автоматизма. Это делает речь более внятной и чистой. У больного развивают правильное чтение и письмо.
Логопедическая коррекция дизартрии у ребенка может занять много времени, так как дефекты речи очень стойкие. Детям и родителям нужно набраться терпения, чтобы достичь успеха в лечении болезни.
Прогноз и профилактические мероприятия
Прогноз зависит от степени тяжести заболевания − чем тяжелее патология, тем сложнее она поддается лечению. Очень большое значение в коррекции дефекта играет лекарственная терапия, которую назначает невролог. Правильно проведенное медикаментозное лечение значительно облегчает работу логопеда. Также прогноз заболевания зависит от стараний пациента и поддержки его близких.
Когда больной старается, выполняет все рекомендации докторов и логопеда, то и вероятность нормализации речевой функции намного выше. Если речь исправлена полностью, пациент может учиться в общеобразовательной (обычной) школе.
Тяжелые формы дизартрии поддаются только частичной коррекции. Ребенок с такой формой болезни может посещать специальные учреждения с логопедическим уклоном: детские сады, школы. В таких детских коррекционных заведениях с пациентами совместно работают неврологи, психологи, психотерапевты, специалисты по лечебной физкультуре, массажу, логопеды.
Профилактика болезни направлена на улучшение здоровья беременных женщин. Пациентки, планирующие беременность, должны вовремя лечить хронические заболевания, инфекции половых органов. Во время вынашивания плода следует избегать стрессовых ситуаций, посещения мест с большим скоплением людей (кинотеатры, рестораны, кафе, театры).При появлении угрозы прерывания беременности, эклампсии или других проблем следует обращаться к гинекологу. В такой ситуации лучше лечь в стационар для сохранения беременности. Во время вынашивания плода нужно отказаться от спиртного, курения, так как вредные привычки сильно повышают вероятность развития гипоксии.
После рождения малыша женщине нужно оградить его от инфекционных заболеваний (грипп, нейроинфекции), травматизма, интоксикаций. Токсины и инфекционные агенты в младшем возрасте могут сильно повредить мозг. Если у ребенка появились признаки дизартрических нарушений, следует немедленно обратиться к неврологу для своевременного начала лечения.
Способы лечения заболевания дизартрия у детей в 5 лет
Детская дизартрия – распространённая патология, и количество заболевших малышей с каждый годом в нашей стране растет. Заболевание характеризуется нарушением речевого аппарата, снижением силы голоса, замедлением психофизического развития, ограничением подвижности языка и губ, нарушением скорости чтения и письма.
Дизартрия у детей не является самостоятельной патологией, причиной появления симптомов может быть совсем другое заболевание, лечение в возрасте 5 лет должно быть комплексным, так как избавиться от нарушений непросто.
Симптомы и причины, вызывающие заболевание
Симптоматика у данной патологии изначально может напоминать простудное заболевание, но, по мере развития, ситуация будет ухудшаться:
- появление гнусавости, как при насморке;
- нечеткая речь;
- слабый голос;
- отсутствие интонации в речи;
- сбитое дыхание;
- полуоткрытый рот;
- необычный ритм речи.
Осложненная дизартрия может вызвать тяжелое состояние – анартрию, при которой ребенок престает произносить членораздельные звуки. Дизартрия – это тяжелое мозговое нарушение, чтобы решить, как его лечить, в первую очередь, при появлении первых симптомов нужно обратиться к неврологу.
Причинами возникновения таких проявлений могут быть следующие заболевания:
- сильные интоксикации организма;
- родовая травма;
- инфекции головного мозга;
- ДЦП;
- нарушения в ЦНС;
- ранее перенесенный менингит, энцефалит и пр.
ВНИМАНИЕ! Лечение дизартрии у детей отмечается своей длительностью и трудностью, преодолеть этот вид заболевания крайне сложно, требуется много времени и терпения.
Лечение
Для того чтобы врач смог назначить действенный курс терапии, нужно обязательно диагностировать заболевание всеми возможными способами, выяснить вид, степень и скорость развития нарушений.
Эффективная терапия включает в себя: несколько методик разработки мышц лица, терапию медикаментами и упражнения, выполняемые в домашних условиях, работу коррекционного педагога с ребенком в индивидуальном порядке, массаж, гимнастику, реже методы народной медицины.
Самые распространенные методики лечения заболевания, которые должны входить в назначения врачей:
- логопедическая коррекция;
- прием лекарственных средств;
- лечебная физкультура.
Детей с сильными дефектами речи и развития рекомендуется отдать в специальные коррекционные детские сады для того, чтобы не изолировать малыша от сверстников.
Коррекция
Логопедическая коррекция включает в себя:
Логопедические занятия могут проводиться в индивидуальном порядке, можно приводить ребенка в группы коррекции, где с ним будут прорабатывать улучшение звукопроизношения, артикуляции, дикции, развивать мелкую моторику. Такие занятия дают действенные результаты, но занимают большое количество времени.
Дизартрия у детей может повлечь за собой нарушение развития, лечение в 5 лет частично дается специализированным детским садом в группах коррекции.
Хороший результат с благоприятным прогнозом терапии дает работа с животными: плавание с дельфинами, общение с лошадьми, посещение контактных зоопарков, хорошо бы завести домашнего питомца.
Проявление заботы и тепла, исключение тревожности у ребенка, стрессовых ситуаций и негативных эмоций скажутся на процессе лечения положительно.
ВАЖНО! Для улучшения состояния в комплексную терапию должна входить работа логопеда, педагога и психоневролога.
Профилактика мозговых нарушений должна начинаться с рождения малыша, она включает в себя предупреждение инфекционных заболеваний мозга, травм головы, интоксикаций.
Используйте на своих сайтах и блогах или на кликер для адсенс
Медикаментозное лечение
От мозговых нарушений такого типа, как дизартрия, определенного медикаментозного средства не существует. Прописываемые лекарства созданы для снятия симптомов, нормализации тонуса мышц лица, улучшения кровообращения.
Обычно лечение дизартрии у детей включает в себя прием следующих препаратов:
- ноотропы – стимулируют кровообращение в головном мозге. Врачи выписывают Пирацетам, Энцефабол, Луцетам, Пикамелон;
- сосудистые препараты – Кавитон, Стругерон, Глиатилин;
- успокаивающие седативные средства – Пустырник форте, Тенотен, Персен;
- для уменьшения слюноотделения – Атропин;
- метаболитические препараты – Церебролизат, Актовегин.
ВАЖНО! При дизартрии нельзя выбирать только медикаменты или педагогическую коррекцию, все методы должны быть использованы в комплексе и направлены на терпеливое и усердное лечение.
Для улучшения состояния организма в целом, облегчения симптоматики, врач может назначить дополнительный прием Магния или Пантогама. На частичное устранение дефектов речи требуется много времени, иногда это растягивается до года. Начинать прием препаратов самостоятельно категорически запрещено, все лекарства должны быть выписаны врачом в строгой дозировке.
Лечебная физкультура
Лечебная физкультура включает в себя мимический массаж, гимнастику лица, для укрепления артикуляционных мышц. Результат лечения дизартрии у детей 5-6 лет и более раннего возраста всегда остается в подвешенном состоянии, никто не сможет составить прогноз, так как данное заболевание коварно и может повлечь за собой разрушение ЦНС.
Нетрадиционные методы лечения
Многие родители подключают к традиционной медицине следующие народные методы:
- гирудотерапию;
- игротерапию;
- фитолечение.
Нет доказательств эффективности данных методик, поэтому такие отклонения от традиционного лечения должны обговариваться с лечащим врачом.
Вспомогательные упражнения
Важно помнить, что положительный результат зависит не только от врачей и педагогов, но, в большей части, и от родителей, которые должны действовать в симбиозе с профессионалами и заниматься с чадом в домашних условиях.
Список упражнений, которые помогут снизить симптоматику заболевания:
- надувание обеих щек и их втягивание без использования глотка воздуха, это упражнение нужно выполнять с закрытым ртом;
- перемещать орех или кусок рафинада языком во рту, медленно перекатывая его из стороны в сторону;
- закинуть голову назад и делать глотательные движения с закрытым ртом;
- открыть максимально широко рот, язык в спокойном положении, продержаться так 10 секунд;
- держать между губ различные предметы, разного диаметра и веса, например, ручку, бутылочки и т. д.
Все упражнения выполняются по мере уставания, они не должны переутомлять. Полезно вслух разучивать с детьми скороговорки и потешки. Важно начать вовремя лечение дизартрии у малыша, заметив первые симптомы, скорее обратиться к врачу и начать действовать.
Итоги и прогнозирование
Детская дизартрия не поддается прогнозированию, многие врачи могут лишь разводить руками.
Лечение дизартрии у детей – тяжелое испытание для родителей, важно подойти к проблеме комплексно и серьезно, результаты от корректировки будут не сразу. Отчаиваться не стоит, многие дети с данным заболеванием живут нормальной жизнью, посещают обычные учебные заведения и без проблем общаются со сверстниками.
В случае если у ребенка имеются перинатальные поражения головного мозга, коррекционные мероприятия нужно начинать с самого рождения.