Ребенок гулит в 4 месяца
Ребенок гулит в 4 месяца
ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D
Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>
статьи:
Ребенок 4 месяца
Ребенок 4 месяца – это малыш, который умеет развлекать сам себя самостоятельно. Он с упоением изучает свои руки и ноги, он дотрагивается до носика и щечек, играет со своими пальчиками и даже умеет складывать ладошки. Эмоции четырехмесячного малыша также интенсивно развиваются, он реагирует на знакомые лица не только блаженной улыбкой, но и заливистым смехом.
Именно в этот период маленький человек начинает составлять цепочку контактов с внешним миром, любые прогулки, будь то в парк или магазин – это масса новых впечатлений для ребенка. По-прежнему малыш «гулит», однако в его звукосочетаниях появляются новые интонации.
Речевой аппарат ребенка действительно развивается быстро, он способен произносить слоги, похожие на слог «ма». Порой наблюдательным родителям кажется, что ребенок произносит членораздельные слова. Разумеется, это не так, но и считать, что в таком младенческом возрасте ребенок мало что понимает, будет ошибкой.
Эмоциональная чувствительность ребенка в 4 месяца очень высока, любые семейные конфликты он воспринимает остро и мгновенно поглощает негативную информацию. Поскольку сознательно малыш не может проанализировать причину ссор родителей, он реагирует эмоционально, а часто и соматически – заболеваниями и раздражительностью, плохим сном.Помимо эмоционального интеллекта у малыша активно развиваются когнитивные функции, он начинает понимать, что предметы могут выполнять определенные функции (чашка, ложка). Ребенок может зрительно отследить и показать глазами траекторию игрушки, которую двигает мама.
Малыш способен понимать взаимосвязь между тем, что он видит и слышит. Завидев грудь мамы, он может успокоиться, так как понимает, что скоро ему дадут поесть.
В возрасте 4-х месяцев малыш должен быть более активным не только в физическом смысле, но и в психоэмоциональном также.
Ребенок 4 месяца: физическое и психическое развитие
- Малыш умеет переворачиваться на бочок из положения «лежа на животе».
- Будучи на руках у мамы или папы ребенок уверенно держит головку.
- Ребенок 4 месяца – это активные попытки самостоятельно садиться, попытки пресекать не следует, но и поощрять раннее « сидение» не стоит – слишком слаб еще позвоночник.
- Развиваются вполне осмысленные хватательные рефлексы. Все, до чего можно дотянуться, ребенок берету в полном смысле этого слова — «в свои руки». Поэтому острые и небезопасные предметы, в том числе пища, не должны находиться в обозримой близости от малыша.
- В положении лежа на животе, малыш активно поднимает грудь и все туловище, опираясь на кисти рук, локти.
- Ребенок быстро реагирует на звуки, шумы и даже интонацию речи.
- Малыш пробует не только «гулить», но проговаривать слоги.
- Четырехмесячный ребенок умеет радоваться новым игрушкам, книжкам и новым событиям. Малыш способен проявлять любопытство и мимика его становится чрезвычайно выразительной.
Ребенок 4 месяца: параметры роста и веса
Малыш продолжает прибавлять в весе, но уже не столь интенсивно как в первые три месяца жизни. В среднем ребенок поправляется на 600-700 граммов.
Не следует считать эти показатели универсальными, все зависит от индивидуальных особенностей ребенка, наследственных факторов, формы и режима кормления. Если малыша по-прежнему кормят грудью, вполне допустима прибавка в весе от 400 до 500 граммов.
Рост малыша также продолжает увеличиваться и в среднем прибавляется на 8-10 сантиметров, если сравнивать рост при рождении.
Ребенок 4 месяца: режим дня и сна
Ребенку в этот период следует увеличивать ночной сон до нормы в 11-12 часов. Если ребенок просыпается ночью, его следует покормить или поменять подгузник. Дневной сон должен быть двух разовым, реже допускается укладывать ребенка три раза. Общим стандартом считается 16-часовой суточный сон малыша в этом возрасте, куда входят и ночные часы сна, и дневные.
Физиологические изменения в пищеварении
Малыш в этом возрасте должен опорожняться ежедневно, любая задержка дефекации или диарея может свидетельствовать о неправильном рационе кормления, либо его недостаточности. Мочеиспускание остается в пределах трехмесячных норм – 9-10 раз в день.
Прикорм ребенку вводится постепенно, начиная с небольших порций. Как только малыш привыкнет к одному продукту – картофельному пюре или творожку, можно понемногу знакомить его со следующим продуктом. Любую пищу, которую включают в прикорм, следует проваривать (подвергать термообработке).
Сырые овощи и фрукты (тертое яблоко и так далее) давать не стоит, так как пищеварительный тракт ребенка еще не сформировался до конца.
Диатез и колики – это свидетельства неправильного кормления маленького человека, либо признаки неграмотно составленного рациона матери, если ребенок находится на грудном вскармливании.
Ребенок 4 месяца – это не только радость для родителей, но и уже вполне разумный человечек, к которому нужно относиться бережно и внимательно. Чтение книг, стихов, прослушивание детских музыкальных произведений, прогулки и разговоры – все это формирует психоэмоциональную сферу малыша, которая чрезвычайно восприимчива в этот период.
Медицинский эксперт-редактор
Портнов Алексей Александрович
Образование: Киевский Национальный Медицинский Университет им. А.А. Богомольца, специальность — «Лечебное дело»
Поделись в социальных сетях
Портал о человеке и его здоровой жизни iLive.
ВНИМАНИЕ! САМОЛЕЧЕНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ ВРЕДНЫМ ДЛЯ ВАШЕГО ЗДОРОВЬЯ!
Информация, опубликованная на портале, предназначена только для ознакомления.
Обязательно проконсультируйтесь с квалифицированным специалистом, чтобы не нанести вред своему здоровью!
При использовании материалов портала ссылка на сайт обязательна. Все права защищены.
Ребенок мало гулит в 4 месяца
Я хотела сразу написать Вам о том, что мы умеем и чего не умеем, опираясь на нормативы развития, но что-то сегодня их не нашла Поэтому напишу, пока то, что помню.
Ребенок 4 месяца и 1 неделя — девочка. Родилась в 40 недель и 2 дня, вес — 3690 рост -53 см.
Головку держит хорошо
Переорачивается со спины на животик в обе стороны, но ручку (когда левая попадает) вытаскивает не всегда
Лежать на животике любит и может подолгу, при этом тянется за игрушками, причем очень целеустремленно, подползает за ними по-пластунскиИгрушку держит хорошо
Тащит в рот все, что не попадает в руку и просто руки
Улыбается, когда ней обращаются
Очень любит, когда с ней разговаривают — внимательно слушает
Всегда, когда с ней разговариваешь смотрит прямо в глаза
С интересом разглядывает новые лица
НО! ничего в ответ не отвечает.
Месяца в 1,5 -2 говорила Агу в ответ, разговаривала с игрушками. Месяца в 2,5 замолчала, потом у нас прорезывались зубки , с чем я и связывала это молчание. В это же время (3,5 месяца) научилась переворачиватся, чем собственно и занимается почти все время.
Иногда она, когда что-то не нравится, делает пр-р-р-р-р губами, иногда с языком между ними, при этом брызгая слюной
Как-то одно время (неделю 2) кривя рот долго тянула звук а-а-а как будто горлом (не очень приятно на слух), но теперь и это не делает
Пару дней вот буквально неделю назад когда радовалась кому-точему-то произносила «ий» высоко-высоко, как будто удивляясь, теперь опять молчит
Иногда мычит (нижняя губа засосана верхней), обычно перед тем как заплакать
Когда с ней разговариваешь, поешь песенку, стишки читаешь, вроде даже и ротик пытается открывать, кажется вот-вот что-то скажет, а нет.
В общем я вся изволновалась о «долгом и певучем» гулении, о котором пишут во всех книгах и речи не идет.
Заранее спасибо за ответ, извините если не совсем толково написала.
С уважением, Полина Львовна
Центр ранней помощи Даунсайд Ап
С уважением, Полина Львовна
Центр ранней помощи Даунсайд Ап
Еще хочу спросить, нормально ли, что дочка, когда, например близко возле лица (см 30) погремушка гремит, часто-часто моргает глазками?
И еще вопрос, если можно Девочка не становится на стопу, а поджимает пальцы и становится как балерина, я так понимаю из-за того, что тонус еще в ножках? до какого возраста это норма? делаю массажики стоп сама, потому что с массажистом у нас как-то не сложились отношения ( плакала 4 сеанса, я решила отменить), вычитала еще, что можно збной щеткой делать, но нигде не нашла от пятки к пальцам или наоборот, как правильно? И может еще что посоветуете?10 месяцев — 100%
11 месяцев — 100%
12 месяцев — 100%
С уважением, Полина Львовна
Центр ранней помощи Даунсайд Ап
Очень полезная статистика, сразу как-то спокойней стало
Нам уже 5 месяцев, гуление так и не появилось
Как вы думаете можно ли считать сдвигом, то что дочка иногда с пальцами или игрушкой во рту произносит что-то похожее на «бу» или «гу»? И когда видит кого-то незнакомого, и ей явно симпатичен человек говорит «у-у-у»? Ну и пищит она тааак громко. аж уши закладывает.
И еще: нормально ли что ребенок в таком возрасте не узнает себя в зеркале? ну то есть не реагирует на отражение, а реалирует на зеркало, как на предмет — потрогать, постучать.
Появление согласных при наличии еды/игрушки во рту — этап перехода от гуления к лепету. Длиться может долго — несколько месяцев.
С уважением, Полина Львовна
Центр ранней помощи Даунсайд Ап
Спасибо, Полина Львовна, за поддержку!
Теперь будем ждать когда на ноги станем опираться.
А просто жить и радоваться тому что есть — слабо?
С уважением, Полина Львовна
Центр ранней помощи Даунсайд Ап
Может не совсем удачно выразилась — имела ввиду, что как станем опираться — расскажу
Нам уже почти 7 месяцев. За последний месяц мы многому научились: ползать на четвереньках, самомстоятельно сидеть и садиться из положения на боку, вставать на ноги у опоры.
Последнее очень волнует, рассказываю почему: ребенок изначально научился из положения на четвереньках поднимать на опору ручки, коленками подползать и стоять на коленях параллельно опоре, затем начала, взявшись руками, за опору подниматься на ноги, как бы перекатывая вес колено-голень-внешняя сторона стопы.
Так вот, стоит она не на стопе, а на загнутых внутрь пальцах, ну в лучшем случае переступит на носочки. Стоять естественно получается очень плохо:вся шатается — болтается — падает (не особо-то на пальцах выстоишь, да и больно предполагаю) и все равно опять встает.
Она сейчас только и занята тем, что встает, упираясь о что угодно — мои ноги, диван, стул, кроватку.Подскажите, пожалуйста, что делать? Нужно ли как-то какими-либо упражнениями корректировать ее способ «стояния» или просто подстаховывать стараться все время и ждать пока сама встанет на стопу?
С уважением, Полина Львовна
Центр ранней помощи Даунсайд Ап
Куда обратиться с моим заболеванием?
в 4 месяца перестал гулить
Что-то замолчал мой сынок, переживаю. с 3-ех где-то гулил хорошо: ба, га, агу. А сейчас только мычит, уу, аа и кряхтит… нормально это?
разное читала в интернете, кто говорит, что норма, кто говорит, что плохо говорить будет. Как у вас, кто сталкивался?
п.с. пока копалась, искала информацию, нашла анекдот:
Ребенок у родителей не говорит в год, в два, в три. Родители бегают по разным специалистам, пытаются вылечить — не говорит и все тут. Смирились, живут. Сидят как-то раз, обедают. И тут сын говорит: суп пересолен! Родители в шоке, мать в обморок, отец рыдает от счастья и спрашивает: сына, что ж ты молчал.
Сын: а раньше все в порядке было
Мобильное приложение«Happy Mama»4,7 Общаться в приложении гораздо удобней!
у меня тоже перестала гулить. прочитала, что это норма. мы теперь лепечем немного
на счет гуления нормально
по идее нормально. чуть позже должен начать уже лепетать.
мы с месяце пяти до восьми только мычали и визжали, потом слоги пошли
у моего дяди было почти как в анекдоте) только он заявил в три года: «камотьки в касе»- манная каша была с комочками)
и моя вроде недавно болтала без умолку а сейчас молчит.
Где то читала, если ребенок резко что то перестает делать значит он собирается к новому «открытию» =)
ой и у нас также)
наверно и вправду период затишья
Мама не пропустит
женщины на бэби.ру
Наш календарь беременности открывает Вам особенности всех этапов беременности — необычайно важного, волнующего и нового периода Вашей жизни.
Мы расскажем Вам, что будет происходить с Вашим будущим малышом и Вами в каждую из сорока недель.
Что должен уметь ребенок в 4 месяца: 9 основных навыков, 3 рефлекса, 10 норм психоэмоционального развития
Последнее обновление статьи: 27.03.2018 г.
Каждый месяц – это эпоха, особенно для детей до 1 года. Развитие и рост младенца в этот период времени идут семимильными шагами. Четырёхмесячный малыш по сравнению с новорождённым владеет огромным количеством умений и навыков. Каждый день младенец радует родителей чем-то новым.
В 4 месяца ребёнок уже перерос младенческие колики и может всё своё внимание и энергию направить на познание мира и общение.
Причем последнее становится всё более важным и значимым в жизни маленького человечка.
Ребёнку в этом возрасте, наряду с пищей, сном и уходом, необходимо взаимодействовать с другими людьми.
В первую очередь, с мамой. Младенец в четыре месяца уже чётко выделяет её из числа остальных близких.
Физическое развитие
Так как ребёнок ещё не особо двигается и растрачивает энергию, прибавка в весе всё ещё значительная, хоть и меньше, чем в предыдущие месяцы. С момента рождения малыш набирает около трёх кило. Рост увеличивается на 2 — 3 сантиметра за месяц.
Для более точного определения веса и роста, характерного для гармоничного развития, у педиатров существуют специальные «центильные» таблицы.
- малыш обязательно должен уверенно держать голову и крутить шеей, смотря по сторонам;
- приподнимается на предплечьях, удерживая верхнюю часть тела;
- определяет источник звука, поворачивая к нему голову;
- в 4 месяца ребёнок должен переворачиваться со спины на бок и дальше на живот. Учится переворачиваться с живота на спинку;
- захватывает погремушку и удерживает её;
- при потягивании за ручки пытается садиться.
Четвёртый месяц жизни – очень раннее время для целенаправленных присаживаний. Позвоночник малыша ещё не окреп для таких нагрузок.
Эти навыки лучше осваивать после 5 месяца при условии, что ребёнок сам пытается сесть. Особенно важно это для девочки. Ранее присаживание может спровоцировать неправильное формирование расположения матки.
В будущем это грозит проблемами с зачатием и родами. У мальчика всё не так строго;
- всё тянет в рот. Таким образом младенец познает мир. Задача родителей – максимально обезопасить пространство вокруг малыша;
- учится хлопать в ладоши;
- при кормлении придерживает руками материнскую грудь или бутылочку со смесью.
Следите, чтобы возле ребёнка не оказалось мелких предметов или вещей, от которых можно легко отломать или откусить кусочек. Хоть зубов ещё и нет, дёсны у младенца достаточно крепкие, чтобы откусить кусок чего-нибудь мягкого или хрупкого.
Новорождённый ребёнок владеет определенными рефлексами, которые существуют до определенного возраста. Называются они транзиторными. Начиная с трёх месяцев, рефлексы начинают угасать.
Для каждого существует свой срок. У 3-месячного ребёнка уже не должно быть поискового, защитного, хоботкового и рефлекса Бабкина.
В 4 месяца угасают следующие рефлексы:
- хватательный рефлекс. Если вложить в ручки младенца пальцы взрослого человека, малыш крепко их обхватит. Четырёхмесячный ребёнок уже осознает движения рук. Его захваты целенаправленны и контролируются самим малышом;
- рефлекс ползанья. Если ребёнка выложить на живот и плотно прижать руки к подошвам его стоп, младенец будет рефлекторно отталкиваться. Этот рефлекс – основа навыка ползанья. При его стимулировании малыш немного раньше начнет развивать навык ползанья;
- рефлекс Моро. Ребёнок вскидывает руки и делает обнимающие движения при резком звуке, ярком свете, или при воздействии каких-либо внутренних раздражителей. Именно из-за него, вскидывая ручки, просыпаются новорождённые, вынуждая даже самых ярых противников пеленания укутывать крох на ночь в пеленки.
Рефлексы не только угасают, но и появляются. Они называются установочными. К 4 месяцам формируется верхний рефлекс Ландау. Выражен он в том, что младенец, находясь на животе, приподнимает верхнюю часть туловища и удерживается в таком положении, опираясь на руки.
- Легко вызывается «комплекс оживления». При виде родителей или других знакомых людей малыш в 4 месяца улыбается, радуется, активно двигает ручками и ножками, гулит.
- Узнаёт маму, выделяет её среди остальных.
- Улыбается своему отражению.
- Лепечет. Временами можно услышать не только отдельные звуки, но и слога «ма», «па», «ба». Это еще неосознанное звукоподражание, прародитель будущей активной речи.
- Выражает различные эмоции. Это уже не только радость и грусть. Прибавляется гнев, обида, страх.
- Поведение тоже становится более дифференцированным. Если малышу нравится игра, он радуется. При её прекращении начинает плакать. Среди игрушек выделяет любимые, с которыми готов заниматься постоянно.
- Легко определяет источник звука, поворачивая к нему голову. Ребёнок начинает воспринимать музыку. Хорошо реагирует на ритмичную или мелодичную песню.
- Сосредотачивается, прислушивается при звуке своего имени.
- Начинает ощущать своё тело в пространстве, знакомится с ним. Забавно смотреть за малышом, который пристально рассматривает свои ладошки или щупает ноги. Таковы дети – познание через игру.
- Зрение у младенца практически на уровне взрослого. Малыш уже может различать несколько цветов – красный, желтый и синий.
Не надо утомлять ребёнка многоцветными игрушками. Большое число цветов и оттенков напрягают орган зрения и создают повышенную нагрузку на нервную систему.
При грудном вскармливании в питании ребёнка всё остается по-прежнему. Прикладываний к груди становится меньше, вырисовывается режим кормления.
Лактационный криз третьего месяца позади, грудное молоко вырабатывается строго по графику кормления. Ощущения в виде покалывания и распирания при прибытии молока уже не так беспокоят кормящую маму.
Если мама кормит младенца исключительно грудью, никаких прикормов в этом возрасте не вводится. Допаивать водой можно при лихорадке, рвоте и поносе у ребёнка и в условиях жары.
При искусственном вскармливании допускается введение в рацион разбавленных соков. Пищеварительная система искусственника уже вполне готова к их перевариванию.
Обязательно ознакомьтесь с подробной и содержательной статьёй детского доктора, которая отвечает на распространённый родительский вопрос, когда грудничку можно давать сок.Почему не стоит торопиться с прикармливанием соками? Введение соков может спровоцировать срыгивания из-за закисления внутренней среды желудка.
После сладких соков малыш может отказаться пробовать невкусные, на его взгляд, овощи или каши.
По рекомендациям ВОЗ прикорм необходимо вводить не раньше 4 и не позже 6 месяцев. Точный срок определяется индивидуально по признакам готовности:
- интерес младенца к взрослой еде;
- ребёнок хорошо держит голову, сидит уверенно или с опорой;
- при попадании еды (не молока или смеси) в рот не выталкивает её;
- удвоение веса с момента рождения;
- малыш удерживает ложку и стремится положить ее в рот;
- появление первых зубов.
Сон и режим дня
Спит ребёнок большую часть суток – около 15 часов. Из них ночной сон занимает 10. Оставшееся время распределяется между тремя дневными.
В большинстве случаев, всю ночь напролёт малыш не спит. Несколько раз он просыпается для подкрепления молоком или смесью.
Развивающие занятия
Сегодня это словосочетание растиражировано, модно, актуально.
Но все самые простые игры, общение, объяснения и тактильный контакт – всё это можно назвать развивающим.
- массаж и гимнастика. Можно использовать по раздельности или вместе. Массаж полезно делать после пробуждения и перед купанием. Гимнастика заключается в пассивных движениях (сгибаниях, разгибаниях) конечностей малыша, переворотах и стимулирования ползанья путем нажатия своими пальцами на пятки ребёнка. С этим процессом неплохо ещё сочетается фитбол. Комплекс занятий с ним несложен, а информацию легко найти в интернете;
- максимальный тактильный контакт. Младенцу он жизненно необходим. Носите ребёнка на руках, в слинге, кормите грудью, делайте лёгкий поглаживающий массаж;
- игрушки. Игрушечный парк для ребёнка 4 месяца значительно шире, чем, например, у месячного ребёнка. К погремушкам прибавляются прорезыватели, ведь малышу очень хочется всё тянуть в рот и грызть зудящими дёснами. Младенцу интересно будет пробовать на ощупь различные по текстуре тканевые мешочки, наполненные гречкой, манкой, горохом, и небольшие мячики. Развивающий коврик становится целым кладезем ощущений. Тут и цвета, различные по тактильные ощущениям ткани, висящие над головой игрушки, которые надо обязательно захватить, зеркальце, в которое очень интересно смотреться и узнавать самого себя;
- речевое общение. Дети – великие подражатели. Чем чаще они будут слышать звуки речи, тем проще им будет ею овладеть;
- стишки-прибаутки, потешки. Знакомые всем с детства «Сорока-ворона», «Коза рогатая», «Ладушки» и другие. Ребёнку нравится и ритмичное звучание, сопровождающееся действием – купанием, пальчиковой гимнастикой, одеванием, щекоткой, поглаживанием;
- «Ку-ку». На первый взгляд простая игра для увеселения младенца. На самом деле через игровое действо до ребёнка доносится то, что родитель, когда покидает поле его зрения, потом обязательно возвращается. На этой базе у малыша формируется доверие к миру.
Когда стоит беспокоиться?
Есть определенный обязательный перечень того, что умеет ребёнок в 4 месяца. Родителям это надо знать. Но если ребёнку 4 месяца и у него есть хоть один признак из нижеперечисленных, первое, что необходимо сделать — срочно обратиться к доктору:
- малыш не держит голову;
- лёжа на животе, не приподнимается на предплечьях;
- ребебёнок не переворачивается;
- не реагирует на звуки, не ищет взглядом их источник;
- малыш не демонстрирует «комплекс оживления» при виде матери;
- не держит погремушку и даже не пробует пытаться её ухватить;
- демонстрирует рефлексы, которые к этому возрасту должны угаснуть.
Внимательно следите за развитием малыша, но не сравнивайте его с ровесниками. Каждый кроха развивается в своем индивидуальном темпе.
Оценка статьи:
(11 4,27 из 5)
Загрузка…
Ребенок в 4 месяца: что умеет и что должен уметь малыш в 4 месяца. Этапа развития
На этапе развития ребенка в 4 месяца его вес, ка правило, в два раза больше, чем был при рождении (узнать, в норме ли вес конкретно вашего малыша, вы можете по особой таблице). Если вас беспокоит, что ребенок недостаточно ест или слишком медленно набирает вес, покажите малыша педиатру.
К четвертому месяцу ваш малыш уже вполне ловок и довольно много может делать ручками, которые работают вместе, когда он схватывает игрушку или трясет ею.
По правде говоря, эти самые ручки будут хватать абсолютно любой объект, до которого смогут дотянуться: будь то цветастая мягкая игрушка или ваши волосы.
Возможно, маме на какое-то время стоит отказаться от сережек, цепочек и других украшений.
Все, до чего дотянется ваш малыш, вероятнее всего окажется у него во рту. Пробовать предметы на вкус – это один из основных способов познания мира для ребенка на этом этапе развития. А значит, критически важно, чтобы вы убрали из зоны досягаемости ребенка все мелкие объекты, которые он может проглотить или которыми может поперхнуться.
Ориентируйтесь на размер отверстия в рулоне туалетной бумаги: все, что может туда поместиться – слишком маленького размера, чтобы лежать рядом с четырехмесячным «шпагоглотателем».
На этапе развития ребенка в 4 месяца он уже может самостоятельно держать головку, когда вы держите его на руках или когда поддерживаете его в сидячем положении. Он уже может ощутимо пинать ножками и стучать ручками. А некоторые дети в 4 месяца уже способны уверенно переворачиваться с живота на спину и обратно.
Самое ценное, что умеет ребенок в 4 месяца — спать всю ночь!
К четвертому месяцу развития ребенка он уже, как правило, спокойно спит целую ночь напролет – по семь-восемь часов подряд. Причем, спит уже вне родительской постели, в своей собственной кроватке (многие современные детские врачи советуют после 3-х месяцев активно отучать ребенка от совместного сна с родителями).
Если прибавить к этому время короткого дневного сна – такой случается в среднем два или три раза – мы получим от четырнадцати до шестнадцати часов младенческого сна в сутки.
Каким видит мир ребенок в 4 месяца?
В течение первых трех месяцев ребенку трудно удается различать цветовые оттенки. Именно поэтому ваш малыш тогда предпочитал яркие цветные или контрастные черно-белые объекты. Теперь, к четвертому месяцу, зрение вашего малыша достигло примерно половины нормы.
Дети в возрасте 4 месяцев уже могут видеть предметы более тонких оттенков, например, они способны разглядеть красную пуговицу на красной рубашке. Они также уже способны обозревать пространство комнаты, хотя все еще предпочитают смотреть на людей и предметы, расположенные близко от них.
Глаза вашего ребенка могут фокусироваться и следить за движущимися объектами. Если вы заметили, что ребенок косит глазами или не реагирует на вас, когда вы проходите мимо, не мешкая покажите его врачу.
К четвертому месяцу вы, скорее всего, заметите, что у вашего крохи радужка глаз поменяла свой цвет — пока что на это не стоит обращать особого внимания. Это совершенно нормальное явление! Цвет глаз у младенцев может время от времени кардинально менять свой оттенок, и только к 7-8 месяцам он окончательно определится.Но не ждите серьезных перемен! Конечно, такого не произойдет: сегодня у «ляли» глаза ясно-голубые, а завтра — иссиня-черные.
Однако в пределах схожей палитры цвет действительно может варьироваться достаточно сильно: от серых оттенков — к голубым и зеленым, от карих — к зеленым или темно-коричневым…
И только в 7-8 месяцев цвет глаз у ребенка окончательно установится и меняться уже не будет.
Ребенок в 4 месяца: пора пробовать новые вкусы!
Некоторые врачи не рекомендуют начинать вводить прикорм до шестого месяца.
Однако в зависимости от размеров – большим детям может не хватать грудного молока или молочной смеси – на четвертом месяце развития ребенка вы вполне можете сделать первую попытку докармливать малыша «густой» пищей.
С разрешения вашего педиатра, конечно же. К первому кормлению прикорма ваш малыш должен держать головку и сидеть прямо, пока вы поддерживаете ему спинку.
Обычно для первого прикорма выбирают рисовую кашку, обогащенную железом, разведенную либо в молочной смеси, либо в грудном молоке. Консистенция каши не должна быть гуще молочной смеси.
Обратите внимание, как ребенок впервые будет принимать ложку: в этом возрасте у детей все еще развит рефлекс выталкивания языка. Если из-за такой реакции кормить не получается, вам, скорее всего, придется вернуться на молочную смесь, а через неделю или две снова попробовать «густое» кормление.
Как общается ребенок в 4 месяца
В 4 месяца ребенок начинает замечать, что люди вокруг него реагируют на его действия. Когда ребенок плачет – вы приходите к нему на помощь. Когда ребенок роняет что-то на пол – вы поднимаете это и снова вкладываете ему в ладошку. Многих малышей это начинает развлекать: они роняют что-либо снова и снова, только чтобы посмотреть, как их родители снова и снова поднимают упавшее.
В этом возрасте дети начинают постигать азы общения. Они активно выражают собственные эмоции через различные звуки, визг и смех. Так же с помощью восторженных звуков малыш выражает радость при виде близких ему людей (тех, кто постоянно ухаживает за ним).
Вы увидите, что для выражения переполняющих его чувств ребенок начинает использовать мимику: от счастливой улыбки или удивления до сердитого или недовольного выражения лица.
И конечно, в этом возрасте ваш ребенок учится распознавать и понимать эмоции, которые он видит на вашем лице и слышит в вашем голосе.
И потому — не стесняйтесь, гримасничайте и устраивайте клоунаду на глазах у вашего малыша при каждом удобном случае! Ведь этим вы не просто развлекаете кроху, вы его — развиваете…
Что умеет ребенок в 4 месяца: коротко и ясно
- Захватывает игрушки сразу обеими ручками;
- Узнает своих домочадцев уже не только в лицо, но и по голосу;
- Бурно выражает эмоции с помощью мимики и звуков;
- Ребенок знает свое имя и реагирует на него;
- Большинство малышей в 4 месяца уже активно начинают пытаться переворачиваться со спинки на живот;
- Большинство младенцам в 4 месяца нравится слушать музыку;
- Лежа на животе, ребенок начинает ненадолго поднимать голову и плеча, с интересом оглядываясь по сторонам;
- Малышу нравится хватать себя за различные части тела, чаще всего — за ножки, за лицо;
- Младенец уже может спать всю ночь, не просыпаясь на кормления;
Новорожденный ребенок стал меньше гулить: причины, важность и развитие навыка
Каждый родитель с умилением ожидает первого слова младенца. В не меньшей степени мама и папа радуются первым звукам, которые издает их чадо. Подобные попытки разговаривать с окружающими людьми являются первым и очень важным этапом в развитии речи новорожденного.
Гуление подготавливает артикуляционный аппарат к воспроизведению отдельных слогов, а в дальнейшем слов и словосочетаний. Однако в некоторых случаях дети перестают гулить в 3-4 месяца без видимых причин или вовсе не начинают этого делать.
В статье будет рассказано о том, почему ребенок перестал гулить в 3 месяца, каковы возможные причины, что делать в этом случае и как развить речевой аппарат младенца.
Регулярное общение с малышом способствует правильному развитию у него разговорных навыков
Важность умения ребенка гулить
Первые звуки, которые воспроизводит ребенок в возрасте 1-2 месяцев, называются гулением. Важность этого умения трудно переоценить.
Одна из его важнейших функций сводится к общению новорожденного с окружающими людьми: папой, мамой, бабушкой, дедушкой.
Второй существенный момент – гуление свидетельствует о нормальном развитии ребенка, а именно неврологическом здоровье крохи и становлении речи.
Развитие способности говорить можно разделить на несколько этапов: в первые недели кроха агукает, месячный ребенок начинает гулить, затем его «речь» превращается в лепет и уже к 12 месяцам карапуз может произносить отдельные слова (чаще всего это «мама», «папа», «баба»).
Интересно. Многие взрослые даже не подозревают, что дети приобретают языковые навыки еще за месяц до своего рождения, в частности, могу различать языки по ритму. Базовые знания о родной речи (интонации, структуре) ребенок осваивает уже в первые месяцы после появления на свет.
Если говорить точнее, то гуление представляет собой произнесение младенцем разнообразных звуковых комбинаций. Главным образом, в сочетаниях присутствуют гласные «а», «у», «ы», а также согласные «м» и «г», «п», «б», «к». Именно такую «речь» слышат от своего ребенка родители в первые месяцы жизни (помимо плача и кряхтения).
Кроме названных выше функций, агуканье и гуление выполняют еще одну важную задачу: помогают младенцу развивать мышцы лица, благодаря чему в будущем ребенок сможет произносить более четкие и сложные звуки.
На заметку. Чаще всего груднички начинают вести бурные монологи, когда чувствуют себя сытыми и довольными.
Гуление не представляет собой самостоятельного разговора – это есть не что иное, как повторение за речью взрослых людей. Именно так происходит начальный этап формирования отражательной формы речи.Многие родители этого не понимают и думают, что их ребенок научился разговаривать. Подражая родительской артикуляции, малыш произносит простые звуки и складывает их в не менее простые комбинации.
задача на этом этапе – осуществить переход к осознанному восприятию и воспроизведению языковых элементов.
Гуление – это повторение ребенком родительской речи в упрощенном виде
Ребенок не гулит
Если младенец родился в срок и полностью здоров, гуление должно начаться в 1-2 месяца. Если кроха после трех месяцев все еще не начал гулить, есть повод обратиться к педиатру, логопеду, неврологу и отоларингологу за консультацией.
Однако не стоит сразу думать, что ребенок отстает в развитии. Небольшая задержка допустима и не должна быть причиной для волнений.
Непродолжительное отставание далеко не всегда является признаком какого-либо нарушения или патологии – некоторым малыша необходимо чуть больше времени, чтобы начать гулить (и соответственно говорить), чем другим детям. В такие моменты родителям следует запастись терпением.
В 3 месяца
Почему ребенок не агукает и не гулит в 3 месяца? Если к этому возрасту младенец не начал гулить, серьезного повода для волнения нет.
Возможно, ребенку требуется еще немного времени, чтобы освоить новые навыки и начать их воспроизводить (особенно, если младенец появился на свет раньше положенного срока).
Однако для полного исключения возможных отклонений будет не лишним проконсультироваться со специалистом.
В 4 месяца
В этом возрасте дети активно лепечут, начинают часто улыбаться, смеяться. Если к концу 4 месяца кроха не гулит, это может быть признаком нарушения речевого развития. Необходимо посещение педиатра.
В то же время, если малыш до этого начинал гулить, но вдруг перестал, речь может идти об освоении новых разговорных навыков. В 5-6 месяцев кроха вновь будет лепетать, но при этом использовать более сложные и разнообразные комбинации звуков.
В 5 месяцев
В этом случае, наверняка, есть патологическая причина отставания в речевом развитии. Ребенка необходимо обследовать, поставить точный диагноз и начать лечение. При этом продолжать активно разговаривать с малышом и всячески стимулировать у него формирование речевых навыков.
В 6 месяцев
Если к полугоду младенец так и не начал гулить, его необходимо показать педиатру, отоларингологу и сурдопедагогу. Велика вероятность, что причиной отставания в речевом развитии является нарушение слуха.
Почему ребенок перестал гулить
Иногда происходит так, что карапуз внезапно перестает гулить и начинает мычать. В данном случае переживать не стоит – по мнению педиатров, наступившая пауза чаще всего связана с обучением и освоением новых разговорных навыков.
К 5-6 месяцам ребенок переходит на новый этап речевого развития. В этом возрасте кроха начинает лепетать, складывать звуки в более сложные комбинации («ба-бо-бу» и тому подобное).
Поэтому не удивительно, что для достижения более высокого разговорного уровня ребенок перестал гулить и агукать в 4 месяца и проявляет особенный интерес к артикуляции взрослых, пытаясь ее запомнить и в дальнейшем подражать ей.
Спустя некоторое время молчаливое внимание, сосредоточенное на движениях родительских рук и губ, сменится бодрым гулением. При этом детский лепет наполнится новыми звуками, а также их комбинациями.
На заметку. Если ребенок в 3 месяца перестал агукать, это может быть связано со сменой обстановки или другими событиями в жизни семьи, которые сильно влияют на эмоциональное состояние ребенка (приход гостей, посещение врача, долгая поездка и прочее).
Многие родители пугаются, когда их малыш внезапно перестает гулить
Возможные проблемы
В определенных случаях отсутствие гуления или резкое его прекращение может быть вызвано некоторыми проблемами, например:
- Малыши, появившиеся раньше срока, довольно часто начинают говорить позже других. Очевидно, что речевые навыки у таких деток еще не достигли того уровня развития, который свойственен грудничкам, родившимся в срок. Поэтому им требуется время, чтобы наверстать упущенное;
- Патологии, которым ребенок подвергся во время его нахождения в утробе или сразу после рождения, могут стать причиной отставания в развитии речевого аппарата. Подобное влияние оказывают инфекционные заболевания, перенесенные беременной женщиной;
- Прием беременной мамой лекарственных средств, побочные эффекты которых способны негативно повлиять на развитие у ребенка речевых навыков;
- Недостаточный вес ребенка при рождении;
- Слабое здоровье грудничка;
- Расстройства аутистического спектра. Для таких нарушений свойственен маленький запас слов. Однако не все расстройства данного типа приводят к задержке речевого развития;
- Нарушение слуха. Младенец учится разговариваться через восприятие речи окружающих с помощью слуха. Если в этой области возникают расстройства, речевое развитие становится невозможным;
- Неврологические расстройства, к которым следует отнести детский церебральный паралич, врожденную задержку умственного развития, речевую апраксию (невозможность контролировать движение челюстей);
- Поведенческие проблемы (избирательная немота). Встречается очень редко.
Как поспособствовать развитию гуления
Если ребенок в 3-4 месяца мало гулит, родители могут сделать следующее:
- Как можно больше разговаривать с ребенком. При этом стоит разнообразить общение: применять разную интонацию, менять темп речи. Ребенок будет стараться повторить за взрослым, благодаря чему его речь достигнет следующего этапа развития.
- Малышу нужно регулярно читать книжки, рассказывать стишки, потешки, сказки, петь колыбельные, частушки.
- Развитию гуления (и соответственно речи) также способствуют массаж, зарядка.
- Регулярно гулять с ребенком. Получая новые впечатления, наблюдая за окружающими людьми, кроха сможет быстрее перенять умения и усовершенствовать имеющиеся.
- Тренировка мелкой моторики. Для этого можно вкладывать в ручки малыша различные предметы, например, игрушки. Мобиль над коляской или кроваткой также будут стимулировать хватательный рефлекс у ребенка. Дело в том, что становление речи очень тесно связано с развитием тонких движений.
- В возрасте 2 месяцев можно приступать к стимуляции речевой активности. Упражнения проводятся по 1-2 минуты до 3-5 раз в день. Ребенка кладут на спину, подкладывая ему под шею валик, ноги малыша должны быть согнуты в коленях, руки сгибаются в локтевом суставе и прикладываются к груди. Голосовую реакцию также вызывают с помощью дыхательной гимнастики в сочетании с вибрационным массажем грудной клетки. Кроме того, существуют следующие приемы стимуляции гуления:
- С ребенком разговаривают ласковым голосом или поют ему. При этом кроха должен сосредоточить свое внимание, как зрительное, так и слуховое;
- Младенца укладывают в удобную для него позу так, чтобы кроха смотрел на лицо взрослого. Далее нужно медленно произносить простые звуки («а», «гу», «агы» и прочее). Рот при этом открывается широко, ые сигналы произносятся четко (чтобы ребенок смог повторить за взрослым). Еще один способ активировать гуление – произносить звуки и в этот момент поглаживать губы младенца и слегка открывать его ротик. Перечисленные упражнения проводят четыре-шесть раз в течение дня.
Важно! Чтобы достичь успеха в развитии у ребенка гуления, необходимо создать благоприятную с психологической точки зрения обстановку. Для этого необходимо, чтобы у всех членов семьи был положительный эмоциональный настрой.
Упражнение для стимуляции гуления
Также рекомендуется:
- Позволять малышу экспериментировать. Пусть кроха учит новые слова столько времени, сколько ему требуется, и пробует воспроизводить самые различные комбинации.
- Убрать источники шума: выключить телевизор и радио, закрыть окно, чтобы карапуз мог сосредоточиться на копировании и повторении ых сигналов.
Гуление – важнейший навык, которым должен обладать каждый ребенок в первые месяцы своей жизни, так как подобное умение является предпосылкой правильного развития речи у малыша.
Если кроха не гулит к третьему-четвертому месяцу, стоит показать его врачу (лишним точно не будет).
Также необходимо развивать этот навык у ребенка самостоятельно, стараясь как можно больше разговаривать с ним, регулярно проводить стимулирующие упражнения.